«Яблоки» — исследовательская работа и эксперименты для школьников

За обучением, построенным на взаимосвязях, будущее.   Вот почему: ученик, который имеет хорошую успеваемость  – это  потенциальный ответственный исполнитель в своей трудовой деятельности в будущем. Такой человек будет добросовестно выполнять поручения; он трудолюбив. Ученик, который видит связи между предметами, умеет пользоваться абстрактным мышлением и сочетать его с логикой, — это потенциальный новатор. В перспективе такой работник сможет легче анализировать, рассуждать и на основе этого сможет делать выводы и предлагать, действительно, новые идеи.  Обществу нужны как исполнители, так и новаторы.  Для воспитания первых вполне достаточно того, что делается сейчас в вопросах привития трудолюбия, дисциплины и добросовестности. Для рождения новатора необходимы определённая среда и усилия со стороны учителей, родителей.

Предлагаем Вашему вниманию проект, который обеспечивает создание межпредметных связей, развивает мышление и носит практический исследовательский характер. Идея, о которой Вы прочитаете далее,  —  это конкурсная работа студенток БГПУ им. М.Танка Марины Гапеевой и Полины Бартош. Будущие учителя разрешили опубликовать проект, чтобы любой желающий смог им воспользоваться в образовательных целях.

Проект «Яблоки»
Для реализации нужны самые разные яблоки. Какие-то должны быть куплены в магазине, какие-то привезены с дачи. Чем больше выбор, тем лучше.  Суть проекта заключается в проведении опытов, интерпретации результатов и формировании своих выводов. «Яблоки» позволяют задействовать и использовать во взаимосвязи  знания из биологии, географии, физиологии  и химии.

Как организовать работу:
Учитель просит учеников подготовить разные яблоки для экспериментов,  зафиксировать исходные данные (например, «яблоко из Франции», яблоки белорусские из магазина и т.п.). Далее нужно будет проводить исследования и записывать результаты. Учитель  организовывает обсуждение после каждого эксперимента или в финале серии.  Каждое задание позволяет углубиться в тему.

Эксперимент 1:
Разрезать исследуемые яблоки и положить для наблюдения на некоторое время (например, на несколько часов). Если  яблоко потемнеет, значит в нём присутствует железо. Это говорит о наличии полезных элементов. Если исследуемый объект вообще не темнеет, значит, в нём отсутствует железо, что прямое доказательство низкого качества продукта.  Яблоко с отсутствием железа – это просто углевод без полезных веществ.
*дополнительно ученики  могут изучить железо с точки зрения химии

Эксперимент 2:
Положить одну часть разрезанного яблока  в холодильник. Наблюдать за изменением состояния. На другую половинку накапать лимонный сок. Обратить внимание на изменение состояния. Третью часть, контрольную, оставить в обычных условиях для сравнения.  Первые две части яблока не должны потемнеть. В случае с холодильником  происходит следующее: в холоде снижается активность химических процессов. Лимонный сок  работает как антиоксидант и поэтому не позволяет продукту потемнеть.
* для дополнительного изучения: антиоксиданты, влияние  холода на химические процессы, криотерапия.

Эксперимент 3:
Выдавить небольшое количество яблочного сока и нанести его на индикаторную бумагу. Далее воспользоваться таблицей кислотности. В зависимости от данных можно будет определить, какое яблоко кислое, а какое сладкое.
*дополнительно: что такое ph и где используется.

Эксперимент 4:
Несколько одинаковых яблок нужно разделить на 2 группы: 1) попробовать прямо сейчас 2) оставить полежать на срок более 1 недели. Яблоки из первой группы нужно попробовать на вкус и проанализировать сок по таблице кислотности. Вторая группа отправится на хранение. Через определенный период яблоки из 2-й группы проходят ту же самую процедуру: тестирование вкусовых качеств и анализ сока. По итогу должно получиться, что те яблоки, которые больше лежат, становятся слаще.  С точки зрения науки объяснение следующее: крахмал преобразуется в сахара с течением времени.
*дополнительно: в каких пищевых продуктах есть сахара, крахмал.

Эксперимент 5:
Взять яблоко, разрезать его и капнуть немного йода. Если яблоко окрасится в фиолетовый цвет, значит, в нём присутствует крахмал. Яблоко недозревшее. В спелых сладких плодах крахмал преобразовывается в сахара.
*дополнительно:  что влияет на созревание яблока, как долго длится созревание яблока, этапы созревания плода.

Эксперимент 6:
Взять обычную фильтровальную бумагу, раздавить семечко. Если останется небольшое жирное пятнышко, это свидетельство наличия жирных кислот.
* дополнительно: польза  жирных кислот  для организма.

 

Эксперимент 7:
Нужны импортные яблоки из магазина. Обратить внимание на внешний вид. Они должны выглядеть привлекательно и ярко. Опустить яблоко в теплую воду, начать мыть, зафиксировать свои ощущения и изменения внешнего вида  фрукта.  В теплой воде яблоко будет менять цвет. Более того, когда моешь такой продукт, то ощущаешь что-то жирное. После мытья яблоко становится более бледным. Вывод – это был воск. Его наносят, чтобы визуально сделать продукт более привлекательным.
*дополнительно: что такое воск, как его получить, свойства воска.

Вопросы для наблюдений и рассуждений:
1) Мы знаем, что это яблоко антоновка. Как можно подтвердить сорт, опираясь на химию?
(возможный ответ: с помощью таблицы кислотности)
2)  Верно, ли что чем кислее, тем больше в нём витамина С?
(возможный ответ: да, т.к. высокая кислотность – это свидетельство наличия витамина С)
3) Как определить, что яблоко полезное?
(возможный ответ: есть несколько способов. Оставить яблоко и посмотреть почернеет ли оно. Это покажет наличие железа. Также раздавить семечки и посмотреть на наличие жирного пятна. Это покажет, что в яблоке есть жирные кислоты)
4)Какие яблоки более полезные: местные или импортные?
(возможный ответ:  местные. Этот вывод был сделан авторами проекта в результате их исследовательской работы. Но Ваши ученики должны будут сами сделать этот вывод, проанализировав свои результаты).
5) Визуально привлекательное яблоко без изъянов  — это вкусное и полезное яблоко?
(возможный ответ: совсем не обязательно, что красивый внешний вид оправдывает себя. Только разрезав и проведя опыты можно узнать, насколько оно полезно).  В каких жизненных ситуациях еще сработает правило «внешний вид необязательно говорит о подобном качестве»?

 

Ещё интересные материалы:

Родительское собрание: как быть услышанным?

Зачем ребёнку выполнять исследовательские работы?

Собираетесь в первый класс?

 

 

 

 

«Яблоки» — исследовательская работа и эксперименты для школьников: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *