SWOT-анализ для школы, дома и даже личной жизни

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

SWOT-анализ, которым пользуются многие бизнес аналитики, подходит не только для бизнеса. Это вообще отличный инструмент для тех, кто в жизни руководствуется поговоркой «семь раз отмерь – один отрежь». Рассмотрим, как применять эту методику в профессиях, не связанных с бизнесом, и даже в личной жизни.

 SWOT-анализ — это матрица, т.е. схема, которая позволяет рассматривать внутренние и внешние факторы и их влияние друг на друга. Если не полениться и максимально подробно расписать все стороны, то любая ситуация станет значительно яснее, и принять эффективное решение будет проще. Дополнительным эффектом будет развитие логического и, что ещё важнее, системного мышления. Поэтому обучение этому методу детей – отличный способ научить их формировать аргументированное собственное мнение.

Схематически SWOT-анализ  выглядит как хорошо известная система Декартовых координат, где в верхней части располагаются факторы внутренней среды: сильные и слабые стороны. Заметим, что на эти факторы аналитик может влиять.

В нижней части располагаются неподвластные исследователю факторы: возможности и угрозы.

Для того чтобы выработать стратегию действий, необходимо попарно проанализировать влияние факторов друг на друга:

Сильные стороны + возможности

Сильные стороны + угрозы

Слабые стороны + возможности

Слабые стороны + угрозы.

С теорией закончили, а теперь о том, как это может выглядеть на практике. Прелесть метода в том, что он универсален, поэтому подойдёт практически для любой ситуации. Главное, чтобы у Вас было достаточно достоверной  информации, ведь именно от неё зависит качество результата, т.е. Ваши решения.

Этап 1: Описание внутренней и внешней среды

Для отражения всех важных факторов, которые Вам известны и которые попадают под анализ.

Например, для анализа ситуации с дисциплиной в классе классный руководитель может отметить для себя: мотивацию детей, наличие неформальных лидеров, возможность видеть ребят не/постоянно, его собственные отношения с учениками и родителями, сформированность коллектива и ещё 20-30 важных моментов, включая негласные внутри школьные правила и отношения учащихся с учителями-предметниками.

Для анализа семейных отношений могут быть важны ценности каждого члена семьи, видение распределения доходов, графики работы/занятий, уровень дохода взрослых, реальное распределение доходов, отношения в родительских семьях и между ними и т.д.

Для анализа личной жизни (если не всё в ней устраивает и Вы решили, что перемены просто необходимы) стоит учесть Ваши собственные ценности и представления об идеальном и недопустимом, цели, достижения, желания, приоритеты и много других важных для Вас факторов.

Заполняем сильные и слабые стороны

Сильные стороны – это характеристики, которые создают выгоды и обеспечивают преимущество. Это факторы, помогающие достигать поставленных целей и делать это по возможности комфортно.

Слабые стороны – это характеристики, которые снижают вероятность или вовсе ставят под угрозу достижение целей и не позволяют жить комфортно.

Например, сильными сторонами у классного руководителя могут быть доверительные отношения с родителями, а слабыми – несформированность детского коллектива, отсутствие у детей конструктивных общих интересов и их инертность вне школьного процесса.

В семье сильной стороной может стать любовь и забота о детях обоих родителей, а слабой – отсутствие взаимопонимания между взрослыми.

В личной жизни преимуществом может стать внешность, а слабостью – отсутствие умения коммуницировать с представителями противоположного пола и низкая самооценка.

Возможности и угрозы тоже заполняем, но их обычно описывать легче, воображение человека всегда готово попутешествовать от вероятного триумфа до возможного краха. Но то, с помощью чего может родиться триумф или крах, взрослому человеку осознавать стоит, ведь это его ресурсы, которыми нужно распоряжаться с максимальной пользой.

Этап 2: проводим попарный анализ и расписываем стратегии

Чтобы разработать стратегии SWOT-анализа, нужно соотнести все факторы между собой и придерживаться следующего алгоритма действий:

Сильные стороны + возможности (стратегия прорыва)

Соотнести преимущества и возможности, детально расписать, как «внутренняя сила» может реализовать предоставленные возможности.
Например, классному руководителю родители могут помочь в организации совместных внеклассных мероприятий, где будет вырабатываться командный дух класса.

В семье родители оговорят и примут правила поведения для себя, которые создадут эмоционально безопасную среду детям.

В личной жизни Вы решитесь попробовать побыть волонтёром, раздающим рекламные материалы, который будет привлекать людей внешностью, но научится рассказывать о чём-то важным для себя и других.

Сильные стороны + угрозы (стратегия переходного периода № 1)

На этом этапе нужно соотнести сильные стороны и угрозы и описать, с помощью каких действий можно снизить риски.

Например, учителю, кроме внешкольных мероприятий нужно включать командные задания на уроках и в ходе трудовой деятельности.

В семье – искать другие точки соприкосновения кроме любви к детям и учиться слышать друг друга.

В личной жизни – не только учиться общаться с представителями противоположного пола, но и разобраться с психотравмами, если такие имели место быть.

Слабые стороны+возможности (стратегия переходного периода № 2)

На этом этапе придётся соотнести слабости с возможностями и найти способы, как можно уйти от слабостей и превратить их в сильные стороны.

Например, можно стимулировать индивидуальное развитие детей, поднимая у них самооценку и объясняя, что каждый из них в классе очень талантлив по-своему, и учить видеть хорошее в других. Это отлично стимулирует развитие уважительных отношений между детьми.

В семье работа каждого над собственной индивидуальностью и систематическое подчёркивание положительных качеств в партнёре также ведёт к росту доверия и уважения.

В личной жизни поиск собственных интересов, работа с самооценкой и осознание ценности окружающих обычно выводит на новый уровень и помогает найти оптимальную среду для общения.

Слабые стороны + угрозы (стратегия выживания)

При работе над этой парой нужно соотнести слабости и угрозы и выяснить, как с помощью ликвидации слабостей можно снизить выявленные угрозы.

Например, учителю стоит найти дополнительные способы сформировать детский коллектив, включив, к примеру, командную работу, где результат работы оценивается по результату самого слабого участника.

В семье – обсудить самые катастрофические из возможных последствий, поделиться страхами и выработать совместное решение.

В личной жизни возможно придётся эмоционально пережить крушение надежд, чтобы снять важность с цели, которая, зачастую, и не позволяет получить желаемое без лишнего напряжения.

Этап 3: формируем и приоритизируем список целей и задач

На этом этапе предстоит выработать стратегические и тактические цели.

К стратегическим целям относятся стратегии прорыва и переходного периода № 2. К тактическим целям следует относить  действия, требующие незамедлительного исполнения. 1это действия из стратегий выживания и переходного периода № 1.

По результату SWOT-анализа складывается чёткий план действий, который Вам предстоит исполнить без лишней нервотрёпки и даже с удовольствием. И всё это потому, что Вы уже точно знаете, что с помощью этого инструмента сможете справиться практически с любой ситуацией.

  Оксана Терляева

  Ещё интересные материалы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *