SMART: умные цели всегда достигаются

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

«Нет ленивых людей. Есть цели, которые не вдохновляют» – Тони Роббинс

Методика постановки целей SMART известна миру как бизнес-методика уже не один десяток лет. Но успешный бизнес-опыт всегда может найти применение и в обычной жизни. Рассмотрим, как SMART может помочь наладить коммуникации не только с окружающими, но и с собой.

Само название бизнес-метода постановки целей содержит аббревиатуру критериев, которыми обладает правильно поставленная цель: specific (конкретная), measurable (измеримая), attainable (достижимая), relevant (релевантная = соответствующая ) и time-bound (ограниченная во времени).

Рассмотрим критерии по отдельности:

1. Цель по SMART должна быть конкретной, т.е. звучать не субъективно и расплывчато: «хорошо», «красиво», «достойно» и пр. Не «хорошо закончить школу», а, например, «закончить школу с высоким средним баллом, чтобы поступить в желанный ВУЗ». Не «найти достойную работу», а «найти работу  в престижном районе, со служебной машиной, с должностью …», — выберите то, что именно для Вас включает в себя понятие «достойно». Не «похудеть и стать красивой», а «похудеть так, чтобы вернуться в 42 размер одежды». У каждого из нас своё понимание абстрактных понятий, причём оно может меняться в зависимости от ситуации, поэтому всегда ставьте себе цели, которые легко представить и практически невозможно истолковать по-другому.

Вопросы, которые могут помочь сформулировать цель:

  • Какой результат я хочу получить по достижении цели и почему именно такой?
  • Кто может помочь или помешать мне в достижении цели?
  • Существуют ли объективные ограничения или дополнительные условия, без которых достижение цели невозможно?

Если цель включает в себя много условий, разбивайте её на простые маленькие цели.

2. Цель по SMART должна быть измеримой, т.е. эмоционально — субъективные «много» и «мало» должны уступить место точным цифрам.
«Высокий средний балл» лучше звучит как «от 9.2», «много зарабатывать» тоже отлично заменяется цифрой, да и «мало весить» тоже проще записать в килограммах.

В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • По каким признакам я пойму, что цель достигнута?
  • В чём я буду измерять этапы достижения цели ?
  • Какое значение принятого мной показателя должно быть для того, чтобы я мог считать цель достигнутой?

3. Цель по SMART должна быть достижима, т.е. Вы сами должны верить в их осуществимость. Вера может двигать горы, поэтому без неё ничего не получится. Более того, заставляя себя или кого-то трудиться ради достижения недосягаемой по убеждениям цели, Вы рискуете полностью потерять мотивацию.
Ставя целью повысить средний балл на 6 единиц за год, Вы рискуете цели не достигнуть. Равно как и выиграть миллион в ближайшую лотерею или похудеть на 3 размера за месяц.
Без внутренней мотивации даже самый творческий труд превращается в нудную рутину, от которой хочется держаться подальше. Закончится ситуация не триумфом победителя, а позорным бегством или поражением, поэтому уделите этому аспекту серьёзное внимание. Поддержите себя собственным успешным опытом, практикуя  Дневник достижений или чужим (благо, сейчас книг на тему успеха предостаточно).

Вам помогут вопросы:

  • «Много» — это сколько для меня сейчас?
  • Чего я сейчас заслуживаю?
  • Сколько я готов принять, чтобы не чувствовать страха, беспокойства или других деструктивных эмоций?

Кроме субъективных ресурсов обязательно учтите объективные: временные ресурсы, материальные и физические. Будет обидно, если к цели Вы придёте лишившись чего-то важного, к примеру, здоровья, душевного равновесия или базовых материальных ценностей.

4. Цель по SMART должна быть релевантной, т.е подходящей, соответствующей. Вы должны понимать, зачем Вам сейчас нужна эта цель. Для определения значимости  важно понимать, как и что именно изменится в Вашей жизни и в какую сторону.
Расписать прелести учёбы в ВУЗе, наличия денег на счету и стройного собственного отражения в зеркале, — пожалуй, самая приятная часть постановки целей по этой методике.
Лично я при постановке цели предпочитаю иметь 4 очевидных причины/выгоды, по которым я это делаю. Если причин больше или меньше, то смысла делать то, что задумано, просто нет. Правило выведено исключительно практическим путём, пока обоснований не имеет, но отлично работает.

В постановке значимой цели помогут следующий вопросы:

  • Какие выгоды я получи, достигнув цели?
  • Что делает меня по-настоящему счастливым и сколько этого мне достаточно?
  • Какие ресурсы и в каком количестве я готов потратить на достижение цели?

5. Цель по SMART должна быть ограничена во времени по выполнению, т.е. иметь конкретный период исполнения.  Без срока исполнения цель возвращается в состояние мечты.  Мечтать — это замечательно, но мечты развивают только воображение, а развиваться нужно гармонично.  Кроме того, установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс достижения цели контролируемым.
На сколько баллов Вы планируете поднять средний балл по итогам первой четверти? Второй? Третьей? Четвёртой?
Сколько денег Вы планируете заработать на первом этапе проекта? На втором? А насколько Вы станете богаче по его окончании или полном внедрении?
Сколько килограммов или сантиметров Вы должны оставить в прошлом за месяц? Два? Три? К концу периода преображения?

Вопросы, которые могут помочь в установлении временных рамок:

  • Когда я смогу приступить к первому этапу достижения цели? Сколько времени он потребует на реализацию?
  • Какие этапы можно выполнять параллельно, а какие — исключительно последовательно? Сколько временим они займут?
  • Когда я смогу увидеть первые результаты? Когда хочу увидеть результаты всех этапов? Когда я проведу сверку своих целей с реальными достижениями?

Достигайте своих целей с удовольствием! И делитесь своим опытом с нами.

  Оксана Терляева

  Ещё интересные материалы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *