Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Слово «кризис» вызывает отрицательные чувства, наверное, у каждого. Но именно без кризисов невозможно развитие человека. Мы сделали подборку идей известных психологов о кризисах разных лет, чтобы Вы увидели, как человек развивается. В конце нашего материала Вы найдете ответ на вопрос: «Как справиться с кризисом?»
Лев Семенович Выготский:
Заложил идею о том, что развитие связано с приобретением новых характеристик на каждом этапе, т.е. с возрастными новообразованиями. Обновления появляются закономерно: они подготавливаются на каждой стадии, и когда человек наконец «созревает» для движения вперед, он сталкивается с кризисом.
Кризис обычно начинается и завершается незаметно, но наивысшая точка проявляется именно в середине. В каком-то смысле кризис можно сравнить с испытанием. В это время у человека обостряются противоречия между потребностями и ценностями. Если испытание будет пройдено успешно, то по завершении будет сформирована та характеристика, которая повлияет на конструктивное развитие в дальнейшем. Логично, что негативный исход принесет с собой такое новообразование, которое вызовет регресс развития.
Лев Семенович Выготский разработал периодизацию кризисов для детей. В таблице можно увидеть периоды и то, как именно они влияют на развитие.
Эрик Эриксон:
Верил, что на развитие личности влияют с одной стороны биологические факторы, а с другой — социальные (а именно: какие нормы, правила и требования предъявляет общество к человеку). Также, как и Л.С. Выготский, этот психолог считал, что человек проходит через кризисы и, справляясь с ними, развивается.
Эриксон выделил 8 кризисов. На каждом этапе человек сталкивается с ситуацией выбора. В зависимости от того, чему он отдает предпочтение, он получает регрессивные или прогрессивные новообразования.
На каждой стадии развития для человека становится приоритетной одна из задач. Однако это не означает, что эта же задача не будет проявляться в другие периоды. Просто в определенный момент она более актуальна, чем другие.
Периодизация кризисов по Эриксону:
1-й : Доверие или недоверие.
Забота и уход за младенцами несет важное значение. Если ребенок окружен любовью, если его потребности удовлетворяются, то он принимает этот мир с доверием. В противном случае формируется установка о том, что жизнь –это стресс и доверять никому нельзя.
2-й: Автономия или стыд, сомнение.
Во время второго этапа развития ребенок учится делать свои первые шаги, осваивает первые действия. Если его поддерживают и поощряют, то он получает чувство уверенности, которое даёт ему автономию. Если окружение ребенка выражает негативные реакции на его действия, то чувство страха, сомнений и стыда появляется как новообразование этого периода.
3-й: Инициатива или чувство вины:
Третий период (4-5 лет) развития связан с исследовательской деятельностью. Если ребенок активно изучает мир и получает при этом позитивный опыт, поддержку, то он учится быть смелым и инициативным. В противном случае, он будет ощущать вину за то, что это сделал или не сделал.
4-й: Трудолюбие или чувство неполноценности:
На следующем этапе (6-11 лет) активно развиваются все навыки. Это очень благоприятный период для учёбы, познания. Также здесь активную роль начинает играть окружение. Комфортная среда создаёт все условия для активного изучения мира. Но также в этот период ребенок может попасть в ситуацию, когда ему будет казаться, что другие лучше, чем он. Низкая самооценка, отсутствие любви и заботы сформируют чувство неполноценности.
5-й: Идентичность или смешение ролей:
Отрочество. Период, когда человек пробует много ролей. Если его поддерживают в поисках, то он сможет сформировать свой стержень. Если же влияние социума разрушительное, то ребенок теряется в этом мире и не понимает, кем он является.
6-й: Близость или изоляция:
Поздняя юность и ранняя взрослость. Если предыдущие конфликты человек прошел успешно, то на этом этапе он приходит к тому, что он может отдавать часть себя другому без потери своей идентичности. В результате он осознает, что такое настоящая близость. Речь не про сексуальные отношения. Если предыдущие кризисы не были пройдены положительно, то человек чувствует себя одиноким, потерянным.
7-й: Генеративность или стагнация:
Взрослость. Если предшествующие задачи развития были выполнены, то на этом этапе человек может стать тем, кто будет выстраивать свой мир, опираясь на щедрость, любовь и заботу. В противном случае человек становится либо слишком сконцентрированным на своем здоровье, либо поглощенным на идее сохранить свой покой, либо удовлетворить свои базовые потребности.
8-й: Целостность эго или отчаяние:
На финальном этапе жизни человек оценивает прожитое. Если он доволен тем, что получил, какое развитие приобрел, то он чувствует себя максимально наполненным и целостным. Обратная ситуация – отчаяние и неудовлетворенность, чувство зря прожитой жизни.
Джон Грэй:
Считает, что, чтобы познать своё истинное «я», нужно открыть сердце любви. Каждый человек проходит через 10 стадий, которые связаны с одним из каналов (у автора: «витаминов») любви. Каждый этап — это кризис. На каждом этапе нужно научиться получать любовь из определенного канала. Если это удается, то человек получает новообразование – открытый канал любви, который обеспечит прогрессивное развитие человека. Закрытые или неразвитые каналы любви (у автора: «незаполненные резервуары любви») ведут к регрессу.
Как справляться с кризисом:
Во-первых, нужно принять идею, что кризис = развитие. Установка, что жизнь должна быть спокойной, без потрясений — это неверно. Если никуда ни двигаться, ни меняться, то не просто останешься там, где стоишь, откатишься назад, и даже для того, чтобы вернуться на прежний уровень, придётся приложить немалые усилия. Жизнь — это развитие и кризисы направлены на то, чтобы человек получал всё необходимое для движения.
Во-вторых, чтобы пройти кризис, придётся довериться себе. Полезно доверять СЕБЕ больше, чем другим.
В-третьих, нужно принудительно заставить себя успокоиться, выпустив из себя излишние эмоции. Любым способом. Можно пробовать танцевать, рисовать, бегать, кричать, мыть полы и др. Главное, делать это до тех пор, пока не уйдут сильные эмоции.
Когда Вы почувствуете себя в комфортном состоянии относительного покоя, можно приступать к анализу того, что с Вами происходит и поиску путей решения.
Здесь Вам могут помочь следующие способы:
— описать себя со стороны. Представьте, что это не Вы, а кто-то другой, и Вы описываете действия, мысли этого человека со стороны (в третьем лице). Удобно это делать на бумаге. Потом нужно перечитать через какое-то время. Это даст понимание происходящего.
— познакомиться с собой заново (Как познакомиться с собой?) Кризис предполагает перемены в Вас в первую очередь. Найдя, что же именно изменилось, легче скорректировать направление для дальнейшего движения вперёд.
— выполнить упражнения на поиск собственных ценностей и расстановку приоритетов. Они могут быть разными: от «Что Вы всегда хотели сделать, но не делали?» до «Представьте, что врачи поставили Вам смертельный диагноз и Вы через три месяца/три недели/три дня/три часа обязательно умрёте. Что Вы постараетесь сделать обязательно?»
— найти новые увлечения, или хобби или вернуться к тем, которые были заброшены, но когда-то доставляли удовольствие. Тут у каждого своё: кому-то необходимо что-то принципиально новое, а кто-то обретает опору в традициях. Главное, чтобы увлечение развивало и позволяло творить.
Главное, помните, что кризис, если с ним работать, обязательно пройдёт и даже принесёт Вам пользу.
Ещё интересные материалы:
![]() |
Зачем нужно заниматься кропотливым трудом? |
|
Мудрые фразы белорусов |
![]() |
Фестивали Беларуси. Лето 2023 |