Самооценивание и взаимооценка на уроках английского в школе

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Чаще всего учитель оценивает учеников по количеству ошибок. Для многих учебных видов деятельности — это оптимальный вариант оценивания знаний. Но изучение уровня развития навыков и умений лучше всего проводить, используя самооценивание учеников.

Самооценивание или самооценка — это когда учащийся может оценить свои результаты работы по заданным критериям. Я покажу, как можно реализовать этот приём на примере уроков английского языка в школе.

Конец учебного раздела, четверти или года — это повод использовать самооценивание учениками, чтобы подвести итог и проверить удалось ли учителю развить умения и навыки на должном уровне.

Пример 1:

В конце темы «Моя квартира» учитель предлагает ученикам написать текст по следующим критериям.

Description of your flat:

1) Follow the plan:

— Introduction: How many rooms are there in your flat? What are they? Who lives in your flat?

-The main body: What’s your favourite room? Describe the interior design of it. What do you like doing in this room?

— Conclusion: Do you like your flat? What exactly you like in your flat?

2) Use the constructions “There’s a….. + preposition + place” ( E.g. There’s a sofa in the corner). There are + ….. + preposition + place”.

3) Use the vocabulary “furniture” and “rooms”.

4) Write minimum of 6 sentences.

Учитель или просит своих учащихся записать критерии в тетрадь, или распечатывает их, или высылает по интернету.

Важно: Эти критерии — это всё, что было пройдено в теме. Для ученика они становятся чек-листом, сверяясь с которым он будет создавать текст.

На следующее занятие ученики приносят выполненное задание. Учитель просит обратить внимание на критерии и проставить возле них цифры т. е. баллы для самооценивания.

Description of your flat:

1) Follow the plan: 4

— Introduction: How many rooms are there in your flat? What are they? Who lives in your flat?

-The main body: What’s your favourite room? Describe the interior design of it. What do you like doing in this room?

— Conclusion: Do you like your flat? What exactly you like in your flat?

2) Use the constructions “There’s a….. + preposition + place” ( E.g. There’s a sofa in the corner). / There are + ….. + preposition + place”. 3

3) Use the vocabulary “furniture” and “rooms”. 2

4) Write minimum of 6 sentences. 1

Далее ученики обмениваются тетрадями и начинается взаимооценка. Каждый читает текст друг друга и проверяет наличие каждого пункта в тексте. Затем выставляет балл. Если возможности обменяться тетрадями нет, то ученик сам проверяет текст и выставляет себе балл.

Специфика предмета «английский язык» требует также проверки высказывания ученика на грамотность. Поэтому затем учителю нужно собрать работы, проверить ошибки, выделив те фрагменты, которые нужно исправить. Ученики должны сделать работу над ошибками. В журнал учитель может выставить оценку, которая получится в сумме двух баллов (взаимооценка + отметка учителя за проверку на грамотность).

Пример 2:

После очередного пройденного раздела учитель предлагает ученикам написать текст по следующим критериям.

Отличительные особенности этих критериев: здесь педагог прописал, сколько и какие именно слова нужно употребить в тексте, а также, где их найти. Вместо стандартной фразы “I think…” ученики должны использовать синоним из таблицы в тетради. Этого требует критерий 4.

Eating out: Writing

1) Answer the questions:

Which place did you go to, and who with?
Why did you decide to go there?

2) Describe the service and atmosphere. Use at least 3 words from page 21.
3) Describe the food. Use at least 5 words from page 21.

4) Answer the question: What do you think about the prices? Use at least 1 phrase from the table “I think…” in our copybook.

5) Answer the question: Would go back or not? Why?

Ученики используют критерии как чек-листы для написания текста. На следующем уроке они снова обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга по критериям, подсчитывая баллы.

Дальше учитель собирает работы и проверяет текст на ошибки, исправляя неверные варианты сам. (В примере 1 педагог выделял неправильное, чтобы ученик сделал работу над ошибками). Задача ученика: подготовить исправленный текст для устного монолога. Учитель заранее предупреждает, что в критерии оценивания войдут все пункты чек-листа. Также ученику нужно потренироваться рассказывать текст с минимальными паузами, т. к. это тоже буде оцениваться.

Важно, чтобы ученики заранее знали, как их будут оценивать. Это позволяет создать доверительную атмосферу и убирает ощущение непредсказуемости.

На занятии учитель предъявляет критерии для устного монолога с проставленными баллами:

1) Follow the plan: 5

Which place did you go to, and who with? Why did you decide to go there?

Describe the service and atmosphere. Use at least 3 words from page 21.
Describe the food. Use at least 5 words from page 21.
Answer the question: What do you think about the prices? Use at least 1 phrase from the table “I think…” in our copybook.
Answer the question: Would go back or not? Why?

2) Speak without pauses. 2

3) Correct all the mistakes. 3

Последний пункт подразумевает, что так или иначе ученик сделает ошибки. Для учителя важно, что ученик сможет их сам исправить и объяснить. Рекомендуется проговорить это ученикам. Они не будут бояться делать ошибки. Это положительно повлияет на их самооценку и настроение.

Во время прослушивания монолога учитель выписывает ошибки на листочке. Затем он показывает записи на доске или на бумаге и просит их исправить. Можно также здесь спросить, почему ученик сделал ошибку. Это позволит узнать причину и в дальнейшем её корректировать.

Если ученик рассказал всё по плану, сделал минимальное количество пауз и исправил все свои ошибки, то это заслуженная десятка.

Вся группа учеников будет следить за тем, что рассказывает говорящий, как исправляет ошибки и какой результат в виде оценки он имеет. Всё честно и объективно.

В учебном процессе учитель часто выступает как доминирующий субъект. Ученики не всегда понимают, за что и почему получают отметки. Они стремятся делать, как можно меньше ошибок, думая, что это то, что приведёт их к успеху. Но это не так. Дело не в ошибках, а в том, чтобы развить навыки и умения. Самооценивание и взаимооценка по чётко заданным критериям помогают осознать уровень развития навыков и повысить учебную мотивацию.

Рекомендуем к использованию!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Инициатива для учителей английского: «Крылья учителя»

Работаем по учебнику без принтера и онлайн-сервисов на уроках английского

Worksheet for teachers: Present Simple, Present Continuous

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *