Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
В полнолуние некоторые учителя иностранных языков собираются в секретном месте и плачут. Обычно кто-то начинает жалобным голосом: «Ну я же пробовал и то, и это, а они никак не могут это запомнить». Потом другая подхватывает мотив: «Да, а я ради них придумывала специальные задания и давала индивидуальную обратную связь, но знания как песок сквозь пальцы». На фоне начинает звучать тематичный трек БИ-2 и все хором подпевают. Грустные песнопения прерываются отчаянным криком самой опытной учительницы: «Я же вложила в них всю душу!». Несколько мгновений и все педагоги как один начинают тоскливо завывать, повторяя слова «всю душу…а они».
За этой ироничной зарисовкой скрывается ситуация, когда учитель не понимает, почему студент не отдаёт ему столько, сколько он/она в него вложил/а. Педагог мысленно анализирует свою методику, перепроверяет приемы, в какой-то момент начинает грешить на учебные пособия и может дойти до того, что обвинит время и место занятий в неудаче. Как показывает практика, все вышеперечисленное может повлиять на ухудшение учебного прогресса, но есть еще один важный момент, который хороший учитель иногда упускает из виду: жизненные обстоятельства самого студента.
Я буду лукавить, если скажу, что опытные учителя на то и опытные, что имеют низкий процент неудач со студентами. На мой взгляд, фраза «я опытный преподаватель» — это не обязательно показатель мастерства. Можно проработать в сфере 10 лет и так ничего и не изменить в своей методике, мировоззрении и языковой компетентности. Поэтому я не смотря на то, что вхожу в «клан опытных», тоже сталкиваюсь с ситуациями, когда студент по каким-то причинам не достигает того результата, который я ожидаю. Но вместо того чтобы «грызть себя или мысленно посылать молнии в студента», я встречаюсь с учеником и мы проводим рефлексию.
Это очень простой прием, который все преподаватели знают, но не всегда им пользуются. Я убеждена, что умение адекватно оценить себя – ключевое не только в учебном процессе, но и в жизни. Пользуясь приемами эмоционального интеллекта, я прошу студента оценить себя и свой прогресс по определенным критериям. Мы обсуждаем вместе результаты и в процессе общения находим проблему, которая влияет на учёбу. Ищем вариант, как исправить ситуацию, и если она не меняется, мы расстаемся. Это нормальный исход дела: иногда стоит приостановить обучение, если сейчас не получается/не хочется учится. Лучше вернутся позже, но готовым к учёбе.
Разговор по душам со студентом:
Я осмелюсь задать Вам несколько вопросов. Я их обычно озвучиваю в рамках рефлексии, когда возникают учебные трудности. Давайте проверим, «увиливаете» ли Вы от себя в процессе обучения. Инструкции: сначала отвечайте честно на вопрос, а потом читайте сопровождающий текст. Если у Вас возникнет эмоциональный отклик, это здорово! Буду рада, если поделитесь им.
Как много времени Вы уделяете работе с языком в течение недели (не включая занятия с преподавателем)?
Многие студенты считают, что записавшись на занятия, вы уже учите язык. Поэтому некоторые делают хитрый ход: хотят ходить на уроки 3 раза в неделю. Это хорошее решение, если вы отдаете себе отчет в том, что вместе с 3-мя уроками в неделю у вас еще будет 3 домашних работы, на которых нужно потратить минимум час. Фактически, вы будете языком заниматься каждый день. Вы сами к этому готовы при вашей загруженной жизни? Преподаватель за вас не сделает простую и, может быть, монотонную, но очень важную работу: заучивание слов, спряжение глаголов, раскрытие скобок и т.п.
Объясню, почему я вообще акцентирую внимание на самостоятельной работе. Изучение языка тесно связано с деятельностью мозга. Человеку нужно время, чтобы сформировались нейронные связи. Очень мало людей готовы составить высказывание с новыми структурами без тренировки. Плюс, некоторые навыки (например, аудирование) требуют подхода: «чем чаще слушаю — тем лучше».
Есть много работы, которую студент способен успешно делать в комфортной обстановке без помощи учителя и которая даст результат. Например, слушать аудио, читать и переводить тексты, делать грамматические задания, тренировать лексику, отрабатывать звуки, составлять письменные задания и проговаривать монологи. Не волнуйтесь, преподаватель будет все это проверять, контролировать и корректировать. Чтобы выучить слова, подготовить высказывание и т.п. нужно сосредоточиться и сначала самому это сделать без преподавателя.
Когда студент отказывается от самостоятельной работы, то я это воспринимаю так: «Значит Вы готовы платить за то, чтобы я смотрела, как Вы выполняете Вашу самостоятельную работу (т.е. раскрываете скобки, доводите до автоматизма слова, пишите эссе, переводите текст и т.п.) , которую могли бы выполнить и без меня?. Ок! «Я всегда предупреждаю, что эти простые действия отменить нельзя. «Если Вы их не делаете самостоятельно, значит мы делаем их вместе и обратите внимание, что скорость прогресса будет ниже. Если Вас устраивает, что мы будет работать над темой, например, месяц, а над уровнем, например, — календарный год, то никаких вопросов нет».
Как регулярно Вы занимаетесь языком самостоятельно?
Главное — не количество, а качество. Эта схема работает и в этом случае. В идеале, языком нужно заниматься каждый день или через день. Хотя бы по 20-30 минут. Результат будет! Все мои студенты, которые работают по такой схеме, имеют хороший прогресс.
Я понимаю, что сейчас в условиях, когда английский — это уже не цель, а лишь инструмент для достижения своих целей, не хватает времени и сил вдохновенно работать с языком каждый день. Со студентами я решаю этот вопрос системой дедлайнов, которая им напоминает выполнять задания каждый день.
У меня у самой нет преподавателя, а желание совершенствовать язык есть. Я выделяю для себя день (точнее часть утра), когда занимаюсь сама. Обязательно награждаю себя за результаты — выдаю себе «премию за самоотверженность» в виде вкусной еды, нового платья, билета на выставку и т.п.
С каким настроением Вы чаще всего приходите на занятия?
Самочувствие — это очень важно. Я всегда мысленно даю медаль тем, кто приходит после работы на курсы. Особенно, принимая во внимание, что ходить так на занятия нужно год, а то и больше. Я ставлю себя на место студента и думаю о том, что после тяжелого рабочего дня я мечтаю принять душ, поужинать и просто посидеть в тишине, а тут надо куда-то идти и еще активно думать.
Я все это говорю к тому, что когда студент морально и физически устал, то не смотря на мои попытки вытянуть его из стресса, мне это не всегда удается, потому что есть объективные физиологические факторы.
Поэтому, если вам как студенту некомфортно заниматься после работы, то зачем Вы себя заставляете? Ваша продуктивность влияет на занятие, на ваш прогресс.
Объясню это с точки зрения преподавателя: если студент не показывает хороших результатов по заданию, я возвращаюсь к теме еще раз, объясняю более детально и мы практикуем всё еще раз. Т.е. вместо того, чтобы идти дальше, я «залечиваю» Ваш пробел, потому что для общего прогресса это важно. Самое интересное, что если бы Вы не были уставшим и голодным, Вы бы, наверняка, все сделали быстро. В связи с этим возникает вопрос: Вы платите деньги и заставляете себя ходить на занятия физически непригодным …для чего?
Вы довольны своим прогрессом?
Очень важно сопоставлять результаты с целями, чтобы видеть свои достижения. Если задача была улучшить разговорный язык в бытовых ситуациях, то нужно себе задать вопрос: уверенно ли я себя в этом чувствую? Если целью было поддерживать язык, то оценивайте свои ощущения: как много изученного Вы вспомнили, какой объем информации вывели в активную практику. Если же изначально Вы пришли, чтобы повысить языковой уровень, то рефлекфсию нужно проводить по 7 навыкам: чтение, говорение, аудирование, лексика, грамматика, письмо, произношение. Я обычно прошу студентов нарисовать шкалу с процентами от 0 до 100 и обозначить свой текущий прогресс по их ощущениям. К этому рисунку возвращаемся в конце курса.
Что мешает Вам делать больше?
Здесь нужно быть честным с собой. Если Вы считаете, что преподаватель не совсем удачно выстраивает для Вас программу, то скажите об этом. Я всегда говорю своим студентам, что я открыта для их пожеланий и предложений, потому что у меня цель сделать обучение максимально персонализированным. В связи с этим их мнения и подсказки служат для меня одним из ориентиров. Если у Вас вопросы к себе, то резонно спросить у себя самого: зачем я заставляю себя учить язык; почему я не могу найти время на то, чтобы сделать домашнее задание; почему я не могу заниматься самостоятельно еще один день в неделю; почему я прихожу на занятия без настроения? Может быть, у Вас просто сделка с совестью , т.е есть куча других более важных дел, но надо же хоть что-то делать с языком?
Вы уверены, что Вы не сдали себя в руки преподавателя и ждёте от него, что он Вас вытянет из пучины рутины, влюбит в язык и Вы заговорите на языке также легко, как бабочка летает? Я, кстати, могу вытянуть, подарить мотивацию, но без усилий самого студента это всё будет бесполезно.
Как можно решить этот вопрос?
А на этот вопрос должен ответить студент, а не преподаватель, ведь спасение утопающего — дело рук самого утопающего, хотя своим способом самомотивации я с вами поделилась.
Видео-курс «Успех через общение» по развитию Soft skills (коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта) |
Ещё интересные материалы:
Читать ли книги в оригинале? |
|
Операция «Коллокация» — чтобы по-английски как носитель |
|
Помощь при поступлении за границу: кому и когда она нужна? |