Soft skills — что это и для чего нужно?

В последнее время о Soft skills (мягких или гибких навыках) много пишут и говорят как об одном из трендов образования и развития.  Количество внимания, уделяемое теме, уже вполне может соперничать с ЗОЖ и отношениями между мужчиной и женщиной.  Попробуем разобраться, что это и чем может помочь в жизни и карьере.

Начнём с того, что общепринятой формулировки термина Soft skills не существует. Оксфордский словарь объясняет «мягкие навыки» как личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми.  Но что же это за качества?
Если обратиться к другим источникам, то среди значимых soft skills можно найти  коммуникативные навыки, критическое мышление, навыки решения проблем, креативность, умение работать в команде, тайм-менеджмент, развитый эмоциональный интеллект и др. Кстати, на сегодняшний день учёные склонны считать, что развитие Soft skills влияет на успешную карьеру даже в большей степени, чем Hard skills (специализированные, профессиональные навыки).

Для начала хочу напомнить разницу между знаниями, умениями и навыками.
Знания — это полученная информация, теоретическая база, которую и предстоит применять на практике.
Умения — это способы применения знаний на практике, которым обучается тот, кто имеет теоретические знания, используя их для достижения поставленных целей.
И, наконец, навыки — это тоже способы применения знаний на практике. Однако, в отличие от умений, навыки практически не требуют внимания со стороны обладателя. Навыки — это умения, отработанные до автоматизма.
Поэтому для того, чтобы получить навык, придётся серьёзно потрудиться, причём самостоятельно.

Ну а теперь, когда с нюансами терминологии мы разобрались, перейдём к самим Soft skills. Предлагаю рассмотреть их по порядку.

Коммуникативные навыки — это навыки, позволяющие эффективно общаться  с людьми.
Очень многие считают, что они у них нет проблем с общением. Но «хорошо поговорить» и получить результаты от общения в виде прибавки к зарплате, помощи в продвижении к цели или даже желания близких взять на себя ответственность за учёбу, быт или материальное обеспечение семьи — это абсолютно разные вещи! Эффективные коммуникации — всегда результат обучения, включающего не только теорию (элементы психологии, социологии и даже готовые алгоритмы общения), но и обязательную самостоятельную работу над закреплением пройденного материала.

Критическое мышление — это умение анализировать и оценивать достоверность источников информации. Этот навык становится всё более актуальным в наше время. Раньше критическое мышление отдельно не выделяли, ограничиваясь свойством мышления —  самостоятельностью, т.е. умением человека мыслить и делать выводы, опираясь на собственный опыт и логику.
Этот навык предполагает, в первую очередь, наличие достаточного объема собственного опыта и умение анализировать получаемую информацию. Если научить анализировать человека можно (процесс выявления взаимосвязей не так уж и сложен), то приобретение собственного опыта — процесс небыстрый. Но  ничего невозможного нет, поэтому ради пользы, которую приносит развитое критическое мышление, есть смысл этим заниматься.

Навыки решения проблем (конфликтов, задач) — группа навыков, требующая не только умения действовать по определённым алгоритмам, т.е. анализ, поисковая работа, структурирование материала, разработка и внедрение моделей, а также сбор и анализ результатов. Эти навыки в большинстве своём требуют от обладателя развитой эмпатии — умения сопереживать и понимать эмоции, чувства и мотивы, управляющие другими членами команды. Кроме того нужны определённые лидерские навыки и умение принимать ответственность на себя.

Умение работать в команде предполагает осознание уровня собственных профессиональных навыков (Hard skills) и навыков гибких (Soft skills),  умение находить своё место в команде, путём комбинирования собственных и чужих навыков ради достижения общей цели. Все мы можем выполнять в разных коллективах разные роли, обычно решающим фактором оказывается  желание  (мотивация) достигнуть поставленной цели каждого члена коллектива в отдельности и всех вместе. В целом, умение эффективно общаться в этом навыке стоит наряду с осознанием собственных сильных и слабых сторон.

Креативность — своего рода «сюрреалистичность ума», т.е. умение использовать имеющийся опыт нестандартно — комбинировать то, что ранее вместе не использовалось, и  переносить это в условия, в которых до этого не было аналогов.
Все дети креативны лишь потому, что не всегда знают назначение тех или иных вещей, но обладают желанием достичь поставленных целей. Именно поэтому они почти всегда готовы к экспериментом. Чем больше мы узнаём о предметах и явлениях этого мира, тем меньше (теоретически) становится наша потребность использовать их в нестандартных ситуациях или необычным способом.
Кстати, белорусы, в целом, очень творческая нация, у которой креативность развивается и поддерживается за счёт высокой естественной потребности в развитии, обусловленной исторически.

Если с творчеством у нас всё отлично, и белорусские «творцы» востребованы во всём мире, то с эффективным общением ситуация обстоит сложнее — белорусы редко выступают профессиональными посредниками или сами продают плоды трудов своих «за дорого». Скромность — это хорошо, но это эффективным коммуникациям можно (и нужно!) учиться.

Некоторые авторы пытаются разделить «мягкие навыки» на три группы: личные качества, навыки межличностного общения и дополнительные знания, обусловленные сферой деятельности. Зарубежные же  авторы личные качества в отдельную группу не выделяют, прямо или косвенно заменяя их  развитым эмоциональным интеллектом. Вообще именно он и является основой для развития всех остальных гибких навыков, включая коммуникативные  и дополнительные (управления, решения задач и конфликтов и др.).


Без понимания эмоциональной сферы  жизни (как собственной, так и окружающих) практически невозможно ею управлять, поэтому развитый эмоциональный интеллект необходим каждому, кто хочет стать и успешным, и счастливым!

Я сейчас говорю не о том, чтобы сдержать гнев или собрать волю в кулак и воплотить в жизнь принятое решение — таким образом «управляя» эмоциями.  Речь идёт о понимании собственных потребностей, потребностей других людей  и способах их удовлетворения. Без этого построение собственной жизни сводится к научному методу «тыка», где в роли мотиватора выступают либо «надо» (без раздумий на тему «кому» и «зачем»),  либо «хочу, ведь так принято». Результаты таких достижений приносят лишь временное удовлетворение, с последующим чувством опустошённости и бессмысленности дальнейших действий.

Наверное именно поэтому вопрос о развитии эмоционального интеллекта становится всё более актуальным в странах, где рост уровня благосостояния прямопропорционально влияет на количество потребляемых населением антидепрессантов. У нас ситуация несколько иная, но развитие Soft skills способно помочь и нам избавиться от менталитета «выживания», и позволить занять именно то место в мире, которое принадлежит нам по праву.

Учитесь с удовольствием сами и обучайте своих детей!

Оксана Терляева

Видео-курс «Успех через общение» по развитию Soft skills (коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта)

Ещё интересные материалы:

Как создавать вдохновляющие идеи?

Как родители руководят детьми всю жизнь?

Как оставаться собой?
5 правил

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *