Педагогическая радость в начальной школе

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Система образования напоминает мне глину или пластилин: большие возможности для изменения формы позволяют пробовать разное, применять новое – при условии, что сохраняется основная структура, придающая прочность.

То, что Вы прочитаете дальше, – это Ваше знакомство с системой, которая не теряет своей структуры при наличии больших возможностей. Для меня важно, чтобы учителя и родители младших школьников, творческие педагоги, а также все те, кто привык смотреть на белорусское образование с недоверием и даже с издёвкой, нашли время прочитать то, о чем я пишу. В конце этого лонгрида я расставляю 2 важных акцента, которые заслуживают, чтобы о них говорили гордо и открыто.

Начало:

Начальная школа — это врата, через которые приходит любовь к школе как к месту учебы, формируются полезные привычки, появляются важные знания, умения и навыки. В Беларуси начальная школа реализует безотметочную систему в 1 и 2 классах. Думаю, что это хорошая идея, ведь именно так можно сделать этот период максимально свободным и комфортным для учеников. Свобода без «отметок-приговоров» и «отметок-ярлыков» — есть, а эффективной системы учёта знаний — нет. Михаил Кудейко, учитель начальных классов в прошлом и кандидат педагогических наук в настоящем, разработал и достиг признания Министерством Образования своего учебно-методического комплекса (УМК) по Трудовому обучению, реализующего идею безотметочного обучения. УМК Михаила — это продуманная система с большими возможностями. (Спойлер: Я не преподаю в начальной школе, но продуманность, простота и логичность комплекса разработчика вдохновила меня пересмотреть свою систему обучения и добавить в нее некоторые идеи Михаила).

Система:

УМК «Трудовое обучение» существует в полном комплекте для 1,2 и 3 классов. В мае 2020 г. выходит в свет комплекс для 4 класса. На данный момент пособия 1, 2 и 3 классов получили гриф от

Министерства образования, т.е. они официально рекомендуются для внедрения в школах. Комплекс включает в себя тетрадь для ученика, книгу с готовыми планами-конспектами для учителя, альбом для творческих работ и журнал учёта знаний. Всё это взаимосвязанные элементы, которые создают такую систему, что учителю нет повода жаловаться, что у него нет времени на поиск идей и что он завален отчетной документацией. На мой взгляд, это просто подарок для преподающих и обучающих. Всё придумано и методически грамотно разработано. Бери и пользуйся.

Как это работает:

УМК «Трудовое обучение» реализует принцип безотметочного обучения с опорой на компетентностный подход (т.е. это знания, умения и навыки + отношение к этим ЗУНам и то, как мы ими распоряжаемся и их интерпретируем). В деле это выглядит так:

Педагог готовится к занятию: открывает пособие с готовыми планами-конспектами, изучает ход урока, просит учеников принести необходимые инструменты на занятие и не забыть взять свой альбом творческих работ. Начинается урок: учитель работает по плану, в ходе которого просит учеников использовать их учебную тетрадь. В ней каждый урок состоит из 2х страниц: на первой — задания для погружения и подготовки к творческой практической работе на уроке, на второй — технологическая карта (в рисунках), советы Мастера, инструктаж по культуре труда — всё необходимое для выполнения практической работы. Цветная бумага, картон, шаблоны и заготовки изделий находятся в альбоме учащегося. Всё, что ученику нужно взять для создания арт-объекта — это инструменты. Отличительная черта этого комплекса заключается в том, что он ориентирован на успешность: учитель предлагает ученикам в начале занятия критерии успешности (т.е. на что нужно обращать внимание, чтобы успешно выполнить работу. Например, для вытинанки важно соблюдение правил безопасности при работе с ножницами, оригинальность идеи, аккуратность и т.п.). Педагог должен сообщать критерии, чтобы ученики знали, что от них хотят и что нужно, чтобы получилось задуманное. Мне очень нравится то, что критерии успешности в рамках этого курса педагог не просто озвучивает, а показывает! Визуальные инструкции разработаны и доступны для распечатывания в журнале учета знаний. Это простой и очень эффективный прием.

Теперь о том, как работают эти критерии. Учитель записывает их на доске или в виде пиктограмм вывешивает на доску. В процессе работы с арт-объектом ребята ориентируются на них, а в конце урока они по ним себя и друг друга оценивают в рапортичке. Рапортичка – это маленький листочек бумаги (стикер) с нарисованной табличкой, которая размещена в каждом уроке в учебной тетради (состоит из трех колонок для самооценки, взаимооценки и оценки учителем). В конце занятия, когда творческая работа выполнена, учитель просит проставить условные символы (+,+-,-) в таблице в зависимости от того, насколько успешно ученик справился с соблюдением критериев. Затем учащиеся обмениваются рапортичками и творческими работами. Теперь они оценивают друг друга по этим же критериям. Финальный этап — это оценивание работы учителем с помощью этих же символов по критериям. Таким образом, заполняется 3 колонки таблицы и осуществляется самооценка, взаимооценка и оценка педагогом. Почему это важно? Благодаря рапортичке образовательный процесс активизирует формирование адекватной самооценки у ребенка.

Дальше начинается то, что я оценила больше всего: учитель просит детей вырезать рапортичку с выставленными символами и сдать их ему. Он вклеивает их в свой журнал учёта знаний. Зачем? Я не случайно начинала рассказ о важности сохранения свойств, создания системы. Журнал организован таким образом, чтобы учитель смог быстро приклеить данные по каждому ребенку в соответствующий раздел. В этом журнале у учителя будет вся аналитика по развитию навыков на каждого ребенка. Я подчеркну еще раз слова «журнал организован»: дело в том, что все темы в этом документе сгруппированы по разделам программы, а не по последовательности тем в планировании. Это даёт возможность учителю отслеживать, как развивается навык. Глядя на статистику ( в виде символов) педагог может увидеть, где и кому нужно оказать больше поддержки. Это реализация индивидуального подхода к каждому даже в большом классе. Система работает таким образом, чтобы учитель вкладывал мало времени на обработку информации.

Важное для учителей:

— Учебный материал, представленный в пособиях, соответствует программе и календарно-тематическому планированию.

— Все уроки трудового обучения реализуются на основе стратегии «Активная оценка».

— Все уроки в планах-конспектах создавались так, чтобы хватило времени и на арт-объект, и на контрольно-оценочную деятельность.

— Журнал для учета знаний можно скачать бесплатно, остальное можно найти в продаже от издательства «Аверсэв».

– В учебный процесс благодаря комплексу заложены уроки свободного творчества, уроки-проекты, уроки исследования, уроки коллективного творчества, фестивали семейного творчества.

— «Трудовое обучение» может использоваться как единый комплекс и как отдельные пособия, позволяя учитывать интересы учителя, детей, а также финансовые возможности родителей.

— Арт-объекты в альбоме оригинальны, отличаются дизайнерским решением и соответствуют возрасту.

— Подробные инструкции по организации учебной системы описаны в пособиях.

Важное для родителей:

— можно купить альбом для творчества и использовать его для самостоятельных занятий творчеством дома с детьми. Альбом состоит из инструкций, примерного изображения желаемого объекта и материалов для его создания. Конечный результат изображается в виде черно-белой зарисовки, чтобы ребенок смог максимально проявить свою фантазию и быть оригинальным.

— все арт-работы в альбомах для младших школьников подбирались автором по следующему принципу: игры и игрушки, с которыми ребенок сможет потом играться, сувениры для кого-то, украшения для дома. Т.е. у каждого задания есть практическое назначение.

— все арт-объекты способствуют развитию эстетического вкуса. Это достигается благодаря тому, что именно ребенок сам выбирает, цвет, а также элементы детализации работы.

— творческая работа способствует развитию мелкой моторики, а это в свою очередь ведет к развитию мыслительной деятельности. Это то, чему мы должны обучать в первую очередь.

— изделия в технике оригами, с использованием различных предметов (например, макарон) развивает пространственное мышление.

— каждое творческое задание в альбоме ориентировано на практику, т.е. в процессе создания ребенок приобретает жизненно важные компетенции: умение работать с иголкой, разбираться с механизмами, конструировать и т.д.

Заключение:

Я обещала расставить 2 важных акцента, о которых буду говорить с гордостью всем. Первый: белорусские учителя — это не бедные, несчастные и запуганные люди. Это творческие единицы, которые умеют создавать качественные образовательные продукты. УМК «Трудовое обучение» — отличный тому пример и он, кстати, не единственный. Стоит заметить, что наши отечественные авторы – это повод для гордости и вдохновения. Второй: самое важное в процессе обучения — это система. Просто занятия, пусть даже они с использованием новых технологий, интересно организованные и т.п. –это хорошо, но мало! Чтобы учебный процесс давал результаты, нужна организованная система с хорошим планированием, интересным контентом, обратной связью и оценкой и самооценкой. Я горжусь, что это теперь не просто слова о том, «как надо», а реальный опыт в Беларуси.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Играем против буллинга 

Урок как конструктор

Игры, в которые играют учителя

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *