Пытки: ради чего или кого?

Герой книги Орианны Фаллачи страдал во имя Родины. А для чего и для кого страдаю я? Ушла думать…

Читать книги в оригинале (если ты это можешь) — полезно. Дело здесь не в практике языка. Качественная литература проникает буквально под кожу, если между тобой и мыслями, чувствами, ощущениями автора нет посредников в виде переводчиков.

У меня именно так произошло с книгой итальянской журналистки Орианы Фалаччи «Uomo» . Она смогла так чётко воссоздать картину и передать эмоции героя (Алекоса Панагулиса, поэта, лидера греческого Сопротивления), которого пытали, что я смогла ощутить этот уровень страданий через страницы старой книги.

Персонаж в произведении терпел разного рода пытки ради своей страны. Он попытался убить тирана, но его схватили. У него была цель, которая оправдывала средства. Он страдал во имя или из-за страны. Я начала настолько глубоко переживать всё это, что не могла себя заставить работать.

Пришлось устроить себе сеанс рефлексии. Я думаю, что книга откликается, когда у тебя есть такие же нерешенные дилеммы. Не зря же говорят, что ты не увидишь того, чего нет в тебе.

Для меня понятия «пытки» и «страдания» — это актуальная тема. Я с самого утра заставляла себя написать программу курса, но мне это так тяжело давалось, что рабочий кабинет превратился в пыточную камеру.

Герой книги Орианны Фаллачи страдал во имя Родины. А для чего и для кого страдаю я? Ушла думать…

Татьяна Размыслович

Тренер по эмоциональному интеллекту Оксана Терляева:

Страдаем мы все регулярно и даже,  я бы сказала, не без тайного удовольствия. Почему мы это делаем?

На самом деле причина одна — все мы хотим быть «хорошими», а страдание, как необходимая часть существования человека хорошего, закрепляется в нашем подсознании разными путями.

Путь первый: «Бог терпел и нам велел»

Специально привожу поговорку своей уже ныне покойной бабушки в качестве иллюстрации.  Думаю, что ей эта мысль помогала примириться с тяготами сельского быта, каторжным трудом  и семейными неурядицами.

Бабушка не была очень религиозным человеком, но мысль о том, что её страдания зачтутся на небесах, её определённо утешала. Поэтому страдала она с некоторой тайной гордостью, и этой мудрости учила меня тихо и торжественно, словно передавала сакральные знания.

Здоровым противовесом в моей психике ей стала моя другая, тоже уже ушедшая от нас, бабушка, жизнь которой никак легче не была. Она говорила так: «Плохо тебе, — молись, постись и трудись.  Когда мысли дурные в голову лезут — трудись, когда сердце не на месте — трудись, когда сама себе не хороша — тоже трудись, — труд от всего лечит».

Она была религиозна, но даже уча меня глаголице по старой «Псалтыри»,  ни разу не пыталась наставлять меня на какие-то пути.  Но учат примером, поэтому я — трудоголик, который лечит трудом свои проблемы, неурядицы и драмы…

 

Путь второй: «Сладкий гранит науки»

О том, что гранит науки нужно грызть, знают практически все. Это когда-то давно Омар Хайям хмелел от сладкого вина знаний. А в наше время хорошее не может доставаться легко. Об этом мы тоже уже наслышаны с детства, и, в -принципе, каждый может назвать целый ряд поговорок о том, что  конкретно должно доставаться тяжким трудом.

Труд школьника, особенного современного, действительно тяжёл: кроме не очень, скажем так, толковых программ, странных учебников и учителей, большинство из которых заканчивало ВУЗ, в который легче всего было поступить, его ждёт постоянное осуждение за то, что он не желает напрягаться.  Вот и приходится хорошим детям регулярно себя напрягать.

Причём напрягать до такой степени, что в пропасть между его собственными потребностями и привычкой страдать ради того, чтобы быть хорошим, летят его самоуважение, желания, мечты, — всё то, что составляет его как личность. 

Остаётся обглоданный самопонуканиями до костей скелет, страстно желающий быть счастливым, но даже не представляющий, что же может сделать счастливым лично его.  Он удобен, ведь он верит в хорошее, слушает рекомендации хороших и старается быть хорошим. И для этого продолжает страдать.

 

Путь третий: «И после всех перенесённых испытаний жили они долго и счастливо»

Думаю, что все без труда узнали традиционное окончание большинства сказок о любви, в которых возлюбленным приходится преодолеть массу испытаний ради того, чтобы быть вместе.

Если испытаний не выпадает, то счастье невозможно? Тогда нужно их самим себе создать!

И мы ищем испытаний на наши различные части  своего тела, связываясь с людьми, которых наше счастье априори никак не интересует, — ну ведь нужно же как-то пройти эти самые испытания!

Потом искренне удивляемся, когда испытания никак не желают заканчиваться, а предвкушение счастья наступает только с осознанием того, что остаётся очень простой выбор: либо выжить и не сойти с ума, перестав надеяться на счастье (т.е. разорвать отношения), либо до этого возможного счастья просто не дожить.

Одни тратят на это целую жизнь, другие обходятся половиной, третьи, вообще редкие везунчики, после первой ошибки начинают думать и анализировать, приходя к гениальному выводу: «сказка — ложь».

На самом деле этих путей больше, а путь к счастью — один: научиться получать удовольствие от жизни, чтобы в конце концов понять, что же есть твоё собственное счастье.

И, кстати, слово «страдать» происходит от слова «страда» — период активной и результативной деятельности (посевная или уборочная), а вовсе не бесцельные самоистязания.

Так что пусть ваша жизнь будет полна страданий (в историческом смысле слова) и радости!

Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Конфликт — неизбежный этап развития. Часть1

Если я не могу… или что делать, когла не получается?

Предрассудки. Или о том, как родители руководят детьми всю жизнь?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *