Автор: эксперт проекта Оксана Терляева
У человека нет никого ближе, чем он сам, и при этом именно о себе он знает меньше всего.
Так сложилось, что традиции западного образования активно снабжают подрастающее поколение знаниями об окружающем мире, но очень мало внимания уделяют познанию себя. Мы тоже учились в рамках западной системы, поэтому предлагаю восполнить этот пробел, развивая эмоциональный интеллект.
Давайте начнём знакомство с Собой, познакомившись поближе со своими чувствами. Именно с этого начинается развитие эмоционального интеллекта. И, к сожалению, у многих авторов этим и заканчивается. Обещаю, что мы этим не ограничимся, но начинать, как и всегда, придётся с азов. Отправная точка — тело.
Я ЧУВСТВУЮ? Я ОЩУЩАЮ!
Здесь есть один тонкий момент, который вводит в заблуждение не только детей, но и взрослых: мы понимаем под словом «чувства» как ощущения, которые получаем благодаря органам чувств (изображения, запахи, звуки, тепло, положение в пространстве, голод, боль и т.д.), так и эмоции, которые возникают в качестве ответной реакции на сопоставление наших ожиданий и реальности. Вы же согласитесь, что боль физическая и боль душевная – это разные чувства. Но говорим мы в обоих случаях «я чувствую». Поэтому для удобства предлагаю их разделить на «я ощущаю» — применительно к информации, которую мы получаем посредством органов чувств физического тела и «я чувствую» — к эмоциям, которые мы испытываем.
Нас приучили, что большинство людей получают большую часть информации посредством зрения (визуалы), и мы это воспринимаем как норму. Но отказываясь от информации, которую нам готовы предоставить обоняние, осязание, тактильные и «мышечные» рецепторы, мы существенно обедняем свой мир, ведь именно они могут предоставить много полезной информации о том, что есть мы сами, и том, что нас окружает.
Займитесь развитием своих «полуспящих» органов чувств.
Практикум:
Закройте глаза и попробуйте вспомнить звуки: шуршание листьев, песенку синицы, журчание весеннего ручья… Получилось? Если нет, то тренируйтесь. Обязательно получится!
Так же с закрытыми глазами вспоминайте вкусы еды, её температуру и консистенцию: молоко, жаренная картошка, сочное яблоко, грецкие орехи…
И запахи: любимые духи, ветер с цветущего луга, берёзовая роща после дождя…
И тактильные ощущения: вспомните, какая на ощупь поверхность воды, бетонная стена, шёлковое кружево, лист подорожника, скорлупа фисташки…
«Мышечные чувства»: как вы поднимаетесь по лестнице, танцуете, плаваете…
Те, кто к визуалам не относится, могут добавить зрительные образы.
По 3-5 образов в день для каждой сенсорной системы, — около 7 минут в общей сложности. Изменения наступят быстро, только успевайте замечать и удивляться, как Вы раньше этого могли не замечать.
С детьми обычно проще: они отказываются от этой информации лишь по мере взросления, а новорождённые и вовсе узнают маму по запаху и по звуку голоса, это лишь потом они запоминают внешность.
Обогащайте свой словарный запас и запас ребёнка, давая названия этим ощущениям: прохладный, влажный, скользкий, нежный, шероховатый… Вы удивитесь, когда начнёте использовать эти слова в совсем необычных сочетаниях, но это будет очень увлекательно! А Ваш обычный мир расширится до пределов Вашей фантазии – удивительное чувство!
Реакцию на внешние события дети тоже берут от взрослых, перенимая их ценности и убеждения. Я очень хорошо помню ранний детский возраст, когда, глядя на близких, запоминала их реакцию на происходящее и училась изображать её сама. Когда мне говорили, что я хорошая, нужно было улыбаться; когда, что-то давали, — благодарить и улыбаться; когда ругали – опустить глаза и молчать. Я не оценивала ситуацию, я просто перенимала реакцию своих «богов» — родителей. Оценивать я всё начала намного позже, а ещё позже – переоценивать, но сейчас речь о том, что подрастающие дети (да и взрослые дети тоже) перенимают то, что увидели у «богов» – родителей или кумиров (тех, кто воплощает их представления о независимости, силе, реализованности и т.д.).
Я ЧУВСТВУЮ
Прежде, чем использовать эмоциональный интеллект для контроля над чувствами, стоит с ними познакомиться и научиться их различать, отвечая на вопрос «Что я чувствую?».
Вам могут помочь картинки, с изображениями мимики, отражающей определённые эмоции.
Практикум:
Можно знакомиться со своими эмоциями двумя способами.
1. Посмотреть на картинку, изобразить такое же на лице и «послушать», что же начинает происходить в ответ. Происходить будет, т.к. мимика — эмоции – это «двусторонний» канал: чувства приводят в действие определённые мимические (и не только) мышцы, а напряжение определённых мышц вызывает эмоциональную реакцию. Задача: напрячь соответствующие мышцы, прочувствовать эмоцию и запомнить её название, чтобы называть «по имени», когда чувство возникнет.
2. Почувствовав эмоции, сфотографировать собственное выражение лица и идентифицировать эмоцию по положению глаз, губ, бровей. Этот способ ещё хорош тем, что Вы сможете узнавать эти эмоции и у окружающих тоже.
МНЕ НРАВИТСЯ
Когда органы чувств привыкают к тому, что вы их «слышите», и готовы поставлять Вам информацию бесперебойно, наступает пора познакомиться с тем, что же Вам по-настоящему нравится. Ведь нравится телу именно то, что позволяет находиться в оптимальном для него состоянии. Для нас — это море энергии, отличный сон, хороший аппетит и активный интерес к жизни.
Практикум:
Начните с самого простого — еды и напитков: внимательно, не отвлекаясь, пережёвывайте пищу, ощущая её вкус, цвет, запах, температуру, консистенцию… Тут Вас ждёт тоже немало удивительных открытий! Не зря же кто-то бросает курить только по той причине, что перестаёт отвлекаться во время курения на разговоры, телефон и прочие «важные вещи», — табачный дым не нравится организму, и он ясно даёт это понять. Если его слушать, разумеется.
Экспериментируйте со звуками, видами физической активности, запахами, — так происходит знакомство с Собой на уровне физического тела. Это очень важный этап, без него просто невозможно гармоничное развитие, ведь каждый человек индивидуален. И то, что «заряжает» одного, может сильно истощать другого, ведь даже имея одинаковую анатомию и физиологию каждый из нас находится в индивидуальной эмоциональной среде. Именно поэтому даже наши одинаковые потребности приходится удовлетворять по-разному. Это касается и еды, и нагрузок, и продолжительности сна, — всё индивидуально!
Знакомьтесь со своим телом, ведь оно Вам вовсе не враг, оно всегда точно знает, что, когда и как ему необходимо для того, чтобы быть в ресурсном состоянии. Задача каждого — научиться его понимать!
Вот этим и предлагаю заняться в течение ближайших 2 недель!
А о дальнейшем развитии эмоционального интеллекта поговорим дальше, когда Вы получите первые результаты.