Как я учу рисовать на уроках английского

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

У нас принято считать, что рисовать может только тот, кто прошел профессиональное обучение, остальные — неумёхи. Именно поэтому подростки и взрослые люди отказываются рисовать даже в учебных целях. Если они все-таки это делают, то чаще всего критикуют свои рисунки. Это защитная реакция, которая работает по принципу: «Лучше, когда я сам скажу, что мои рисунки корявые, чем кто-то так может подумать». Но творчество человека — это ключ к душе. Когда мы творим, мы проявляем свою индивидуальность, а еще мы учимся создавать своё, а не брать готовое. Если мы лишаем человека творчества, мы делаем его роботом и потребителем. Поэтому учителю нужно заниматься творчеством с учениками, чтобы развивать их творческие способности, чтобы воспитывать личность и вдохновлять на самовыражение.

Я внедряю рисование на свои занятия английского. На примерах я покажу, как у меня это получается реализовать.

Ситуация 1:

В самом начале урока я спросила ученицу, какое у неё настроение, что она сейчас читает в школе по русской и беларуской литературе и даже уточнила, как дела у её собаки. Все ответы были вялые. Я спросила, хочет ли она сейчас спать. Ученица подтвердила. «Надо что-то делать», — подумала я и приняла решение.

Я спросила, есть ли у моей ученицы рядом лист, ручки или цветные карандаши. Это её заинтересовало. Я сказала, что сейчас мы будем рисовать. Ученица зашевелилась и пошла искать всё необходимое. «Уже немного проснулась», — заключила я.

На уроке я планировала ввести лексику по теме «Тело человека», потом я думала перейти к жестам и ввести новые слова. В моём конспекте еще значилась работа на повторение пройденного и дополнительно стоял текст, который можно было бы использовать, если ученица будет очень продуктивна. «Видимо, не в этот раз», — сказала себе я.

Итак, ученица подготовила быстро всё необходимое, и я дала ей задачу нарисовать существо или монстра, который живёт в её комнате. Идея пришла мне в голову спонтанно. В скором времени на листочке появился персонаж. Ученица взбодрилась, пока рисовала, и я решила пользоваться моментом. Мы начали практиковать говорение. Я начала задавать вопросы об этом герое: «Кто это?», «Это мальчик или девочка?», «Где он живёт», «Почему?» и т. д. Так как фантазия уже работала активно, то ответы шли быстро. Это оказался «House sleeper”, который живёт под кроватью. С помощью уточняющих вопросов мне удалось выведать, что он живёт под кроватью и питается конфетами. Моя ученица с интересом рассказывала про героя по-английски (у нее средний уровень).

В какой-то момент я почувствовала, что она уже в хорошем рабочем тонусе. Я спросила у нее, может ли человек общаться с этим существом, надеясь сделать диалог. Она сказала, что ему можно написать письмо. Я поняла, что это идеальный повод для тренировки навыка письма. Дальше мы начали обсуждать, о чём можно написать письмо такому существу. Решили просто «накидать» идеи. В большинстве своём предлагала она, но и я добавила кое-что. Я записала все идеи, а потом предложила расставить их в логичном порядке для письма. После этого я сказала, что она напишет письмо своему «House sleeper”, но вначале нужно его проговорить. Я попросила её озвучить каждое предложение, которое она планирует написать. По ходу я исправляла ошибки и объясняла какие-то моменты. Затем она записала всё. Получилось отлично.

Настроение у моей ученицы на этом этапе стало позитивным и приподнятым. «Значит, нужно переходить к моему плану-конспекту. У нас еще есть учебное время», — подумала я. Мы начали разбирать тело человека. Сначала с помощью тех картинок, которые подготовила я, а потом глядя на нарисованное существо. Дальше в хорошем темпе мы начали выполнять остальные задания. В итоге мы сделали не всё, что я планировала, но большую часть. Мы завершили урок на приятной ноте и с хорошим настроением.

Получается, что рисование сработало как антистресс, дало заряд хорошего настроения и благодаря этому
у ученика повысилась продуктивность.

Ситуация 2:

Мы обсуждали тему «Экологические вопросы». Традиционно я спрашиваю у учеников, а что они делают, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Ответы всегда стандартные, типа «Пробую выбрасывать меньше еды, сортирую пластик, не сорю на улице». Тема, впрочем, как и ответы, нагоняют скуку.

Но в этот раз я попросила учеников взять листок бумаги и нарисовать на нём следующие объекты: пластиковая бутылка, картонная коробка, жестяная банка, баночка от йогурта, стеклянная банка. Далее я дала задание придумать, как этим предметам можно дать вторую жизнь, т. е. как их еще можно использовать. Началось творчество! На фото вы видите результат одной из учениц. Пока она рисовала, она обдумывала идеи. После завершения, она легко озвучила мне то, что нарисовала и даже сделала вывод, что используя предметы повторно, мы отказываемся от покупки нового и, значит, сокращаем выбросы и улучшаем экологическую ситуацию.



Рисование — поиск ответа на вопрос, размышление с помощью картинок. Значит, это можно и нужно использовать в учебной деятельности.

Ситуация 3:

Моя ученица никак не могла запомнить my/his/her/our/their/your/its. Вернее, что-то она помнит, но регулярно забывает или путает his/their/our. Видимо, где-то в начальной школе не закрепилось основательно, а сейчас не старается запомнить. Называет любое слово наобум, а я каждый раз её исправляю и на этом всё.

Я предприняла попытку зафиксировать эти слова и закрепить их образами. Я попросила её рисовать картинки и подписывать. Я: «Нарисуйте себя и свою сестру. В руках вы держите торт. Молодец. Как вы скажете НАШ торт?». Моя ученица: «Our cake». Я: «Отлично, теперь напишите это». Вот именно так она продолжила рисовать и делать подписи о своих членах семьи. Я специально выбирала такие образы, которые легче всего запомнить.

В конце урока я попросила посмотреть на рисунок и перечитать подписи. На следующем уроке я повторила просьбу. Теперь каждый раз, когда она забывает или путает his/their, я возвращаю её физически или мысленно к этой иллюстрации. Работает!


Значит, рисуя, мы создаём образы, которые можно использовать для запоминания чего-то. А это очень важно для учёбы.

Ситуация 4:
Я предложила своей ученице нарисовать девушку, чтобы потом повторить части тела. Моя ученица с воодушевлением откликнулась на эту идею. Но пока она рисовала, она приговаривала: «Руки-базуки получились, ноги кривые, пальцы не очень…». На все её реплики я ей старалась говорить что-то воодушевляющее и при этом напоминала о лимите времени. В итоге она показала свой рисунок, и я серьезно его оценила: «Плечи получились ровные, отличное пропорциональное лицо. Верхняя часть тела нарисована очень натурально. Как в жизни. Молодец. Чуть-чуть не хватило длины ног, но в остальном — достойный рисунок». После этой обратной связи она больше не позволила себе уничижительных комментариев. Мы продолжили активно работать по теме с добрым настроем. Похвалила ли я её? Да, сознательно. Но при этом деликатно обратила внимание на то, что можно улучшить.

Я обязательно нахожу что-то приятное, позитивное, красивое в любом рисунке и делаю комплимент. Это творчество человека. Он это сделал сам. Это уже достойно уважения. Если ругать человека за то, что он делает (пусть даже и неумело), он замкнётся, его самооценка пошатнётся, и он перестанет творить. Он будет лучше брать чужое, чем искать свои ответы, чем делать что-то сам. А это неверно. Поэтому учителю нужно поощрять творчество и вдохновлять учеников быть собой пусть, пусть даже и не идеальным.

Рисование на уроках — это воспитательный и развивающий метод. Позволяя ученику рисовать, учитель воспитывает в нём творца, развивает аналитическое и образное мышление, помогает снять напряжение и даёт источник позитивного  настроения.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Тема Belarus: идеи для английского в школе

Английский по учебнику без принтера и онлайн-сервисов

Повышенный уровень английского: разница между this, that,  it 

Как я учу рисовать на уроках английского: 1 комментарий

  1. Как раз об этом думала вчера и использовала тот же приём для развития speaking. Нужно было сделать пересказ ребёнку 9 лет, 3 класс. Учить тексты — это всегда скучно. Поэтому решили разобрать этот текст на картинки, чтобы создать образ. К тому же, хорошо тренирует мышление и последовательность изложения мысли. Стало гораздо интереснее и результативнее.
    Думаю, что рисование следует применять для обучения английскому. Сама я рисовать не умею, т до каких-то пор считала, что это пустая трата времени, но вот дети очень оживляются, когда мы изучаем язык через какое-нибудь делание, например рисование проекта.
    Хотя, нужно быть осторожным и с этим. У меня был ребёнок, который наоборот расстроился, потому что у него совсем плохо было с рисованием: он не любил и не умел. И бесполезно было его уговаривать, что всё, что ты рисуешь, всё прекрасно. Нужно было спасать ситуацию другими методами и способами. Но это уже другая история.
    Спасибо вам за текст и за идеи!))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *