Когда пора к логопеду?

В настоящее время всё чаще встречаются дети с особенностями речевого развития. Назвать конкретные причины этого явления однозначно не может ни один специалист. Но всем родителям очень хочется, что их дети выросли успешными людьми. И одним из самых важных условий для будущих успехов в образовании а также реализации в любом обществе является  речь. О том, что, когда и как должны говорить дети в соответствии с нормами речевого развития, рассказывает коррекционный педагог, магистр педагогических наук Екатерина Гасанова.

Отметим сразу, что дети в плане речевого и познавательного развития делятся на две категории. Разумеется, они все  получают аудио-информацию из окружающего мира, по большей части от собственных родителей. И все дети стараются применить полученные знания в жизни, используя, однако, разные стратегии.
Часть деток начинает применять услышанное сразу, не считаясь с уместностью использования слов и форм.  Эти дети говорят много, невнятно, часто неграмотно. Они пробуют речь на вкус, и уже методом проб и ошибок её совершенствуют, сравнивая свои знания и умения с образцами окружающих.

Другая категория малышей долго накапливает пассивный запас, а затем выводит его в речь в соответствии с нормами употребления слов и верными грамматическими структурами. При этом может показаться что они запаздывают в речевом развитии; медленнее, по сравнению с детьми первой группы, соображают; кажутся более неловкими.  Эти дети просто не показывают свою «внутреннюю кухню» работы над речью, скачкообразно выводя вовне только результаты своего труда.

Поэтому возрастную периодизацию речевого развития следует воспринимать как базу, к которой добавляются индивидуальные особенности ребёнка. Для того, чтобы учесть индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, в периодизации выделяется большой диапазон временных и количественных характеристик речевого развития.
Учитывая особенности каждой из приведённых стратегий, фразовая речь ребёнка к полутора годам может состоять из небольшого количества фраз из двух-трех лепетных слов и жестов (типа: «Ати та-ту-ту»-  Смотри, поезд поехал, или «Ами-ми» —  Есть хочу) или состоять из достаточно большого количества нераспространенных предложений с искаженной звуковой структурой. И в обоих случаях это будет нормально.

Но всё же есть определенные критерии речевого развития, которые необходимо знать родителям, чтобы успеть своевременно решить возникшие проблемы.

Группа риска (те, кому изначально следует быть особенно внимательными) медицинские показания: частые болезни, различные родовые травмы, отклонения протекания родов, обменные заболевания, опорно-двигательные нарушения (в том числе и младенческий гипертонус), т.п.

В период раннего возраста отсутствие или затруднение эмоционального общения: не смотрит в лицо, общается криком, явно не понимает обращение к нему и др.

Активный словарь ребенка не увеличивается. Показатель для детей с 1 года до 3 — от первых 6 слов до 1000 слов обиходного характера ( среди которых есть глаголы, прилагательные, существительные и некоторые наречия ).

Искажение звукопроизношения после 3-х лет. К нему относят : гороловое произнесение [р] — грассирующее,  французское;  боковое произнесение [л[, [л’], свистящих, шипящих звуков, межзубное произнесение свистящих и шипящих. А также  открытый рот, слюнотечение, непринятие твердой пищи, повышенный рвотный рефлекс.

Нарушение слоговой структуры обиходных слов К примеру, машинка — шинкама и любые другие часто употребляемые слова.

 Отсутствие словотворчества после 3-х лет. Дети в этом возрасте активно постигают конструкции родного языка, поэтому используют усвоенные правила для создания необычных слов и фраз.

Звуковые замены после 5 лет. В этом возрасте у ребёнка должны быть правильно сформированы все звуки речи.

Нарушения грамматического строя речи, трудности рассказа о событии, сюжетного пересказа после 5 лет.

И всё-таки, когда же стоит обратиться к специалисту?

Согласно моей практике желательно показать ребёнка логопеду в два года, самое позднее — в три.

Беспокойные мамы приходят и в год, и в полтора. Но в этом возрасте обследования являются общими, и специалист может только порекомендовать некоторые упражнения для запуска (провоцирования) речи.

Родителям нужно очень хорошо понимать, что речь не возникает сама по себе. С ребенком надо говорить, упражнять его в речевой деятельности постоянно, с рождения. Ни в коем случае нельзя ждать, что речь сама возникнет после трех лет. Это полу-миф, правдоподобный только для мальчиков, у которых на протяжении нескольких поколений мужчины поздно начинали говорить. К девочкам эта история вообще не имеет ни какого отношения.

Поэтому, как я замечала ранее, лучше перестраховываться и прийти рано, а не ждать до последнего. У меня был случай, мама привела ребенка на диагностику. Ему 4 года и 6 месяцев. Жалоба: не разговаривает, говорит отдельные слова. При обследовании выяснилось, что у ребенка с рождения явно выраженная речевая задержка. Поздний онтогенез: поздно залепетал, загулил. Поздно появились первые слова. Хотя физически он развивался хорошо — вовремя сел, встал, пошёл. А почему мама не пришла раньше? Но до трёх лет эта проблема родителей вообще не волновала. Пока решили, что нужно идти к логопеду. Пока пришли. И теперь что мы имеем? Речевая задержка потянула за собой задержку интеллектуального развития. Бороться с этим можно и нужно, но уже сложнее и дольше.

Поэтому, дорогие мамы и папы, если у вас возникла хоть малейшая доля сомнения в правильности речевого развития вашего ребёнка , обязательно отведите ребёнка к специалисту. Либо вы просто лишний раз убедитесь, что с малышом всё в порядке, либо (если обнаружится что-то неладное) ему быстрее смогут помочь.
Когда ребёнок приходит к логопеду в 5-6 лет, за считанные месяцы до школы, работать всем (и ребёнку в том числе) приходится в экстремальном режиме, а это стресс для него.  Время упущено. Мы же не можем отдать ребёнка в школу на год позже. Хотя в серьёзных случаях именно так и приходится поступать. Потому что если нарушения речи вовремя не исправить, то эти проблемы «пойдут» с ребёнком в школу, и обеспечат «неуспеваемость».  Да и в общении с другими детьми ребёнку «с дефектами дикции» тяжело: он коверкает слова и говорит так невнятно, что не то что одноклассники, взрослые его не всегда понимают. Возникает чувство неуверенности, страх общения, — и ребёнок замыкается в себе . А избавление от этих комплексов намного сложнее, чем своевременная коррекция произношения.

Поэтому, дорогие родители, будьте внимательны к своим детям, ведь  решить проблему на начальном этапе намного легче (и дешевле!),  чем исправлять речь ребенка в старшем возрасте.  Хотя это именно тот случай, когда лучше поздно, чем никогда.

Ещё интересные материалы:

Школа раннего развития — коммерческий трюк или необходимость?

Хвалить нельзя ругать

Обзор детских летних лагерей 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *