Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Сходить на выставку вместе с художником, создавшим эти произведения, – одно из моих желаний. Пока мир лихорадит и карантинит, я не могу себе это позволить. Но это ведь не значит, что я должна убрать подальше эту мечту. Человек может всё. Воплощаю свою мечту в жизнь и заодно приглашаю Вас на выставку.
Дорогие друзья, спасибо, что нашли время прогуляться вместе со мной и мэтром Василием Кандинским. Надеюсь, что эта небольшая экскурсия наполнит каждого из нас творческой энергией. Давайте переместим наше внимание с этих строк на первую картину.
Василий Кандинский: Произведение искусства состоит из 2-х элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент — есть эмоция души художника, которая вызывает соответственную душевную вибрацию другого человека, т.е. воспринимателя.
Татьяна Размыслович: Путь восприятия картины следующий: Эмоция художника — чувство художника – произведение — чувство зрителя — эмоция зрителя. Если пользоваться этой последовательностью, то картина «Улица в Мурнау с женщинами» у меня вызывает тихое восхищение, от которого хочется стоять на этой улице и смотреть по сторонам, глазеть на небо, прислушиваться к голосам людей.
Василий Кандинский: Страх, радость, печаль и т.п. – элементарные чувства — могут являться содержанием для искусства, но они малопривлекательны для художника. Он будет пытаться пробуждать более тонкие, пока еще безымянные чувства….
Татьяна Размыслович: Не могу подобрать слово, которое бы описало мои ощущения от восприятия цвета на картинах. Не хочу говорить, что цвета красивые. Здесь что-то большее…
Василий Кандинский: При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу.
Татьяна Размыслович: А как понять эту картину?
Василий Кандинский: Когда мы ведем интересный разговор с человеком, то мы стремимся углубиться в его душу, понять его внутренний облик, узнать его мысли и чувства, но мы не думаем, что пользуется словами, состоящими из букв, о том что нужно втягивать и выталкивать воздух из легких, чтобы произвести вибрацию воздуха и т.п. Все эти детали разговора для нас второстепенны. Существенным же в разговоре состоит сообщение идей и чувств. Так же следовало бы относиться и к художественному произведению.
Татьяна Размыслович: Хорошо. Если не пытаться разложить картину на составные части, то, название «Страшный суд» и цвета подсказывают мне, какие страсти кипят там. Работа приковывает внимание, но я бы хотела взглянуть и на другие произведения.
Татьяна Размыслович: Эта картина у меня вызывает желание отключить телефон, сесть на скамейку и просто смотреть. Лично в моем восприятии это морская пучина, которая мне почему-то напоминает нашу современную жизнь со стороны. Возможно, я ошибаюсь..
Василий Кандинский: Человек вообще склонен к внешнему и не охотно признает внутреннюю необходимость — особенно в наше время!
Василий Кандинский: Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное создание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души — движению треугольника.
Таня Размыслович: А треугольник — это дух, тело и душа. Слушая и развивая каждую из сторон этой фигуры, мы получаем свободу.
Василий Кандинский: Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь. Это движение сложное, но определенное и переводимое в простое. Оно есть движение познания.
Татьяна Размыслович: Верно! Сейчас мне еще больше захотелось чувствовать, узнавать и двигаться вперёд и ввысь.
Уважаемые читатели, благодарю вас за ваше время и желание смотреть на мир с любопытством. Для подготовки материала я использовала книги Василия Кандинского «О духовном в искусстве», «Ступени», «Текст художника», «Точка и линия на плоскости». Все цитаты Василия Кандинского взяты из этих источников.
Ещё интересные материалы:
МетодЧат: разговор с Великим |
|
Талант: собирать вокруг себя хороших людей |
|
Искусство как зеркало души |