Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Что Вы чувствуете перед началом нового учебного года? Чего ожидаете от учителей? Что бы хотели у них попросить? Эти вопросы мы задали ученикам разных школ и городов Беларуси. Ответы, как мы и ожидали, получились разные и неоднозначные. Спросить мнение учеников и не узнать, что чувствуют по этому поводу учителя, мы не могли, потому что учебный процесс – это взаимодействие. Мы попросили двух педагогов взглянуть на ответы ребят и прокомментировать их. Точки зрения коллег получились такими полярными, что мы решили представить учителей как + и -. Выбрали эти символы, чтобы показать две разных позиции. Мы специально сохранили анонимность участников диалога, чтобы Вы смогли решить, на чьей стороне Вы. А может быть Вы считаете по-другому? Читайте и присоединяйтесь к разговору в комментариях. Нам интересно Ваше мнение.
Мария, 8 класс:
«Очень грустно, что каникулы заканчиваются. От нового учебного году жду новых знакомств. От учителей хочу получить хорошие и справедливые оценки. Было бы здорово, если бы все учителя поставили мне 10-ки. Очень хочу окончить школу с золотой медалью!».
Учитель +: Иметь все 10-ки — это хорошее желание. Но нужно понимать, что учителя ставят оценки заслуженно. Если ты знаешь на 10-ку, то тебе её обязательно поставят. Каждый педагог счастлив, если у него/неё есть ученик с 10-кой. Поэтому хочешь 10-ку — докажи!
Учитель -: Оценка — это просто цифра. Лучше стремиться не к 10-кам, а к знаниям и навыкам. И вообще куда важнее психоэмоциональное состояние ребёнка, а не то, сколько 10-к в дневнике.
Станислав, 3 класс:
«В новом учебном году хочу, чтобы было больше физкультуры, потому что мне нравится физкультура. Я не хочу получать плохие оценки, потому что не хочу плохо учиться. Пусть все учителя будут добрые! А еще чтобы не задавали домашку, потому что я не успеваю наиграться».
Учитель +: Наиграться – это в детском саду, а ты уже в школе. Нужно привыкать, что школа – это труд.
Все учителя добрые, если ты хорошо успеваешь по своему предмету. Учителя оценят твои знания и поставят высокую оценку, если ты покажешь, что постоянно готовишься к занятиям, и знаешь не только школьную программу.
Физкультура — хороший урок. Это расслабление. Но уроки в школе должны быть разные: где-то расслабиться, а где-то и потрудиться.
Учитель -: Мне кажется, что в начальной школе обучение должно быть максимально построено на играх. Практически любое задание можно превратить в игру или просто добавить игровой элемент. Возможно, тогда и не будет понятия «добрый учитель» и «злой учитель». Будет только «любимый», с которым интересно на любом уроке.
Андрей, 10 класс:
«Я не сказал бы, что я очень рад новому учебному году. Хорошего, наверное, уже ничего не ожидаю, если только опять придумают что-нибудь дурацкое. К школе я отношусь как к неизбежному стрессу, который нужно просто пережить, поэтому стараюсь о ней не думать. Я ничего не жду от людей, которые загоняют в стрессовые ситуации криком, двойками, и т.д. и считают это нормальным. Не люблю отвечать у доски, но учителя от меня постоянно этого требуют. Наверное, думают, что от этого я лучше начну учить их предмет. Но я не начну! То, что мне интересно, я изучаю сам. В интернете, особенно на англоязычных ресурсах, можно найти ответ почти на любой вопрос. А большинство школьных учителей я попросил бы уйти от меня подальше и надолго. А если серьезно, то хочется уважительного отношения, даже если я делаю ошибки и говорю не то, чего ожидают учителя».
Учитель +: Выбор нужно было сделать раньше, уйдя в колледж. Там другое отношение к детям: более взрослое. Что касается доски: всем учителям хочется, чтобы ты чему-то научился, и они тебя пытаются так расшевелить. Может быть, в это сложно поверить: но учителя вкладывают в тебя силы. Но если ты всё равно не веришь в это, то тебе стоит самому понять, что тебе интересно в жизни и этим заниматься.
Учитель -: Судя по этому комментарию, учёба в школе – это отбывание срока в тюрьме. Ходишь туда, как на каторгу каждый день. Учителя работают надзирателями. Ученики — узники, к которым относятся без уважения. Звучит неприятно, а что если это всё так и есть. Что тогда? Будем продолжать говорить, что это просто «трудный» ребёнок и ему всё неинтересно, что бы ты не предложил?
Виктория, 7 класс:
«Я жду с нетерпением новый учебный год. Уже хочется новых знаний. Мне интересно в школе, но я мечтаю о том, чтобы было меньше домашнего задания, тогда будет больше времени, чтобы погулять с друзьями. Я бы ничего не просила у учителей, т.к. они и так для нас много чего делают. Хотя больше позитива и доброты к ученикам всё же было бы здорово».
Учитель +: Домашнее задание – это самостоятельная работа, чтобы ты понял, разобрался ты или нет с темой. Учитель тогда видит: надо объяснять тебе или нет.
Позитива больше…? Когда дети усваивают материал хорошо и интересуются еще чем-то, тогда это приятно учителю. Когда твой предмет нравится, то и позитива больше и учителя, и ученика.
Учитель -: Так приятно читать такие комментарии. Это всегда вдохновляет. Когда ребёнок хочет учиться, то тебе и хочется работать для него. Может быть, с домашним заданием иногда бывает перебор. Не без этого. Но ведь всё из лучших побуждений.
Роман, 10 класс:
«От нового учебного года жду новых знаний, друзей и педагогов. Очень хочется, чтобы было меньше тестов и контрольных, потому что перед ними всегда больше волнения, чем сосредоточенности. От учителей жду позитива, новых интересных тем и весёлой подачи материала. Я бы попросил их никогда не повышать голос, объяснить ошибку можно и так, а повышение голоса ничем не помогает, а только пагубно влияет на нервную систему как детей, так и педагогов».
Учитель +: Все люди разные. Кто-то эмоциональный, кто-то спокойный. Один так говорит, а другой иначе. Домашние заботы и здоровье влияют на настроение учителя. Поэтому не повышать голос никогда – это несбыточное.
Тесты и контрольные в 10-м классе важны. Их дают, чтобы проверить знания, чтобы понять, что доучить, что повторить . Это ведь важно, особенно перед ЦТ. Вообще дальше в жизни будет больше стресса. Школа – это тренировка для будущего.
Учитель -: Одно дело повысить голос, а другое – кричать на учеников. Последнее недопустимо. В повышении голоса и изменении тембра — не вижу ничего предосудительного.
Тесты и контрольные нужны и важны тогда, когда они являются методически-логическим продолжением или завершением. Если это «самостоялка» без предупреждения, то это издевательство. Ну, а про весёлую подачу материала, это хорошая идея. Здесь главное, придумать так, чтобы это было интересно и эффективно. И чтобы учителю сил ещё хватало.
Павел 11 класс:
«В своём финальном учебном году жду от учителей больше энтузиазма. Учить детей, читая им текст из учебников, неинтересно:( Для меня важно, чтобы учителя подходили к своей профессии с полной отдачей. Было бы классно придумывать интересные программы, рассказывать о чем-то новом, чего нет в книгах».
Учитель +: Сделай подборку вопросов или тем и покажи их учителю. Покажи, что тебе это интересно. Задавай вопросы. Предложи что-то учителю.
Учитель -: Здорово, когда энтузиазм проявляют не только учителя, но и ученики. Соглашусь в том, что читать ученикам книгу на уроке или заставлять их просто переписывать в тетрадь – это не обучение. Учитель — творческая единица, а если своей фантазии не хватает, то всегда можно воспользоваться книгой для учителя, готовыми планами-конспектами, обратиться к коллегам за помощью.
Даниил, 11-й класс:
«Я немного побаиваюсь нового учебного года. Думаю, что он будет сложным. Чувствую, что свободного времени будет крайне мало. Для меня главное – это перебороть страх перед ЦТ. От учителей жду понимания того, что мы могли забыть почти все, что учили раньше. Очень хотелось бы попросить их открывать дополнительные занятия по предметам, которые они ведут, ведь на таких занятиях ученики могут изучить материал лучше».
Учитель +: ЦТ – это всегда страшно. Работать придется много. Про дополнительные занятия, нужно обязательно сказать учителю. Главное — не стесняться и спрашивать. Учителю будет важно услышать, что нужна помощь.
Учитель -: ЦТ – это не главное в жизни. По-моему куда лучше объяснить, что даже если ЦТ будет плохо сдано, на этом жизнь не закончится. Сейчас есть столько возможностей развития себя. К тому же, разве кто-то гонит обязательно поступать в год окончания школы? Дать детям возможность понять, что ЦТ и поступление — это не единственно возможный вариант – вот, что важно.
А что думаете Вы? Оставьте своё мнение в комментариях. Нашим участникам разговора будет любопытно узнать другую точку зрения.
Ещё интересные материалы:
Как и почему учителя унижают учеников |
||
|
||
Электронные дневники: чего ожидать? |
Играют — в детском саду. Некоторые, в начальной школе продолжают «играться». Уже в начальной школе должен быть плавный переход от игры к серьезным занятиям. Как говорил Александр Васильевич Сухомлинский, нужно искать компромисс между словами: хочу, можно и надо.
Если после 9-го класса ученик не понимает, зачем он учится, то здесь виновата не только школа, но и родители.
Жизнь — сложная штука и в жизни приходится многому учиться и в разном возрасте, чтобы потом не жалеть о том, что было возможно и что ты не успел.