Литературный дневник: старое и новое

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Люди читали, читают и будут читать всегда.  Это жизненно необходимый навык, один из тех, на которых строится обучение и работа. Учителя и руководители просят читать, чтобы извлекать и использовать в жизни полезную информацию. Во вне учебное или рабочее время мы читаем, чтобы отвлечься,  погрузиться в другой мир и свои размышления. Обе идеи чтения можно совместить в литературном дневнике. Как использовать этот старый приём с новыми идеями, рассказываю в этом материале.

Старое:

Учителя просят вести литературный дневник, чтобы приучить ребёнка к дисциплинированному труду, научить прилежности и дать представление о том, как работать с большим текстом. Вопреки расхожему мнению о том, что дневник помогает вспомнить то, что ты прочитал, я эту идею не поддерживаю. Я понимаю, как это работает: ты откроешь тетрадь со своими записями на уроке и вспомнишь, о чём там было. Но точно также можно вспомнить и если посмотришь на фотографии книги, которую прочитал. Именно поэтому я рассматриваю литературный дневник как рабочую тетрадь прилежного и дисциплинированного ученика.

Еще одна идея, за которую ратуют коллеги, это обучение работе с текстом с помощью данного дневника. В этом контексте ученик должен записывать в дневник краткое содержание, характеристику главных героев и оставлять свой отзыв. Как я понимаю, это всё делается после прочтения книги и зачастую самостоятельно. Если учитель научил, как писать краткое содержание и как характеризовать героев, то это реально выполнять эффективно в одиночку. Особенно полезно это делать в начальной школе и на уроках иностранных языков. В средней и старшей  школе ученик может сходу рассказать, о чём книга и охарактеризовать героев, если он читал произведение и ему оно запомнилось.  Если оно «прошло мимо», то даже записи в тетради ничего не дадут.  Поэтому я считаю, куда важнее сделать так, чтобы книга запомнилась, чем просто зафиксировать её факт прочтения в читательский  дневник.

Новое:

Исходя из истины, что всё новое  — это хорошо забытое старое, я знаю, что то, что я расскажу дальше – это не уникальные идеи, которые никогда не видели мир. Наверняка, были и есть те коллеги, которые используют в той или иной мере эти приёмы на своих уроках. Я же просто обращаю внимание тех, кто ещё так не делал, помещая их в графу «Новое». Однако мне будет приятно, если даже опытные коллеги найдут здесь что-то неиспробованное для себя.

Литературный дневник – это  про своё отношение к книге в первую очередь. Если убрать оценочные суждения, личные впечатления и оставить лишь строгую статистику и заполнение граф, то это превратится в ученическую бюрократию.  Другое дело, если  эти идеи совместить. Тогда дневник будет выполнять и учебные задачи, и БУДЕТ дневником.

Что важно в дневнике:

—  название книги и автор

—  герои

—  сюжет или краткое содержание (если учитель научил это делать)

—  свои мысли, впечатления, выводы, личная критика

—  зарисовки, цитаты (если это хочется сделать читателю)

В этом списке нет банальных пунктов типа количество страниц, за какой срок прочитал книгу, потому что эта информация не имеет никакой ценности, только если учитель или родитель не тренирует в ребёнке умение поглощать информацию за короткий срок. Что касается справочной информации типа жанр, характеристика героев, то это  совместная классная работа на уроке. Цитаты тоже не являются обязательным пунктом в дневнике. Читатель выписывает то, что имеет значение для него и то, что хочет оставить себе на память. Делает он это добровольно.

Вместо готовой статистической информации, которую надо просто переписывать для участия в воспитании прилежания, читатель может сделать дневник ДНЕВНИКОМ, если  будет насыщать его личными переживаниями. Здесь должна быть следующая установка при чтении: я отмечаю в дневнике то, что вызвало у меня эмоции (конструктивные или деструктивные  —  не важно).  Ученикам это можно объяснить так: читайте и отмечайте те моменты, которые смогли вас рассмешить, удивить, остановить в чтении, взволновать, вызвать злость,  страх, приступ нежности, воспоминания.
Запишите в дневник цитату или начните её писать и оставьте  её координаты (страница), отметьте её в книге закладкой или стикером (чтобы потом быстро найти) и запишите в дневник обязательно, какие эмоции она вызвала и почему.

Приведу пример, как это можно делать.  Недавно я читала книгу Евгения Гришковца «Письма к Андрею». Цитата: «Результативный человек почитаем в обществе. Он понимаем обществом как сильный, а сила давно и неизменно в почёте….. стр. 14» Мо й комментарий: Согласна с автором. Я тоже вижу в обществе, что сейчас важно обязательно показывать видимый результат: поехал на курорт, записался на курсы, сходил в ресторан, купил машину, завёл собаку… Если ты проживаешь жизнь, чувствуя её, но не даёшь видимых общепринятых «результатов», то ты считаешься слабаком, или неэффективным, или неуспешным по меркам этого самого общества».

Вот такие комментарии  – это  эмоциональная привязка к книге, это  материал, который потом можно использовать для обсуждения. Литература – это ведь не только про разложение на составные части всего, что пишется, но и про познание себя. Читая, мы узнаём себя. Если позволить ученикам искать себя в книгах, то мы будем учить их узнавать себя. Это важно, ведь узнавая себя, мы понимаем, чего именно МЫ хотим, а что нам навязывается, какие У НАС есть интересы, каково НАШЕ мнение на разные вещи. Человеком, который знает себя лучше, чем другие, гораздо тяжелее манипулировать.  Если учителю интересно развивать личность ученика, а не просто выполнять функцию литературного патологоанатома, то подобное задание – это методически можно еще объяснить как формирование эмоционального интеллекта на уроках.

Добавлю ещё  задание, которое подходит под эту идею использования литературных дневников. Таблица «Верю/Не верю».  Художественные произведения создаются на эмоциях, под впечатлением, из-за боли и страданий, под воздействием вдохновения и в рамках какой-то идеи. В любом случае книга – это восприятие через призму автора, через его субъективный опыт. Каждый видит мир по-своему. Попросите учеников, читая, вносить данные в таблицу «Верю/Не верю» с фактами или выписками с номерами страниц из книги. На занятиях эту таблицу можно обсудить, спросив учеников, почему они верят или не верят в ту или иную информацию из книги. Попросить обосновать мнение. Это активно развивает критическое мышление. А групповая работа и уважение к мнению другого сделают это задание настоящим кладом для развития навыков говорения, личности учащегося и для поднятия авторитета учителя. Последнее не случайно – ученики особенно уважают тех, кто ценит их мнение. Знаю это по себе.

Наверняка, творческие учителя смогут придумать и другие задания для литературного дневника, чтобы он оставался в первую очередь ДНЕВНИКОМ впечатлений и переживаний от книги. Справочную информацию всегда можно прочитать в учебнике. Нет необходимости её переписывать. Но есть потребность говорить о том, что мы чувствуем и почему.  Такой подход к литературным дневникам помещает эту тетрадь вне времени и границ. Научите детей относиться к книгам как к возможности узнать СЕБЯ лучше, разрешите им говорить о своих впечатлениях и переживаниях. Попробуйте это сами. Вы удивитесь, но книги отроются для Вас с другой стороны.

Уважаемые читатели, если Вы тоже относитесь к книгам, как и мы, то будем рады видеть Ваши впечатления и переживания, вызванные произведением, в рубрике «Книги судьбы». Напишите нам, оставив комментарий. Давайте говорить о волнующих книгах  и о том, что они значат для нас, вместе!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Нам песня жить и учить помогает

Мы возвращаемся: Listerning decording  на уроке

Разговор с камнем: музей валунов с Минске (часть1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *