Конфликт – неизбежный этап развития. Часть 1

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева
Под конфликтом принято понимать активное противодействие нескольких сторон, имеющих различные взгляды по конкретному вопросу и стремящихся отстоять собственные интересы в данной ситуации. А если взглянуть на конфликт с точки зрения эмоционального интеллекта?

Предлагаю начать с того, что каждый из нас хочет быть «хорошим», «важным» и «нужным». Именно так мы воспитаны с самого раннего детства, когда родители, в стремлении вырастить нас достойными членами общества, передавали нам своё понимание того, что есть «хорошо» и что есть «плохо». И, используя доступные методы воспитания, которые могли отличаться в разных семьях, учили нас вести себя в соответствии с тем, что под этими понятиями понимали. И даже, более того, судить (или осуждать) себя и других на основании собственного понимания «добра» и «зла».
К примеру, официально осуждаемое в социуме воровство, может иметь  различную трактовку в разных семьях: для себя можно вынести с производства что-то на основании того, что «государство не обеднеет» или «и так нас обдирает», приписать лишний объём работы по причине того, что «всем хватит» или недоплатить за чей-то труд, пользуясь занимаемой должностью, решив, что «не жалуются, — значит их устраивает».

Чем агрессивнее ведёт себя участник конфликта, тем сильнее его подсознательный страх быть «плохим» в данной ситуации.

Но каждый знает, что воровство – это «плохо», а вор – это «плохой человек», а плохие люди виноваты, и обязательно должны быть наказаны. Тут неважно кем: государством, кармой или Богом, который всё видит. Страх наказания за плохие поступки остаётся в большинстве из нас с самого детства и никуда не исчезает, он просто перемещается в подсознание, откуда спокойно руководит каждым из нас, заставляя стремиться быть «хорошими». Именно из этого страха быть наказанными рождаются оправдания того, что мы считаем «плохим» (то, за что наказывали в детстве на), вроде «лгать во благо», при том, что все знают постулат: лгать – «плохо», «не воруют только те, у кого нет возможности» при понимании, что воровать – «плохо» и т.д.  Каждый стремится избежать чувства вины, за которой обязательно должно последовать наказание. А стать «неправым», т.е иметь ошибочное мнение, для многих равносильно совершению ошибки, за которой должна последовать расплата. И чем агрессивнее ведёт себя участник конфликта, тем сильнее его подсознательный страх быть «плохим».

Нравится нам это или нет, но практически все мы хотим быть хорошими, чтобы не быть виноватыми и избежать наказания.
О мощнейшем разрушительном потенциале чувства вины мы поговорим в другой раз, а теперь предлагаю вернуться к конфликту!

Если потребности психики в «хорошести», «важности» и «нужности» удовлетворяются, эффективность деятельности человека вырастает в разы.

Мы уже выяснили, что каждая участвующая в конфликте сторона хочет быть и оставаться «хорошей», причём всегда.

Отметим ещё одну особенность нашей психики – потребность быть «важным», т.е. регулярно получать подтверждение не только собственной «хорошести», но ещё и ощущать себя значимым. Что это означает? Каждому из нас важно, чтобы кто-то периодически сообщал нам, что мы компетентны в том или ином вопросе, наше мнение ценно, вклад в общее дело велик, и мы вообще молодцы. Пускай и не всегда, но по большей части. Это влияет на самооценку человека в первую очередь, и, как следствие, — на его желание что-либо делать как для себя, так и для других.
На тренингах я люблю показывать эту потребность психики, предлагая участникам небольшой эксперимент: одному и тому же человеку нужно найти спрятанный предмет по принципу «тепло-холодно» в разной эмоциональной атмосфере: в первый раз его подбадривают и выражают веру в его успех, во второй – высмеивают за неудачи и открыто выражают разочарование. Как вы думаете, в какой обстановке человек находит спрятанный предмет быстрее? В первой. Причём раза в два-три быстрее. Если потребности психики в «хорошести», «важности» и «нужности» удовлетворяются, эффективность деятельности человека вырастает в разы, причём растёт как эффективность личная, так и коллективная. Если утрировать, то это как с потребностями физического тела: если человек поел, отдохнул и выспался, то он готов трудиться долго, эффективно и с удовольствием.
Но вернёмся к ситуации конфликта. Потребность оставаться «важным» руководит участниками на всём протяжении конфликта, и именно степень её удовлетворённости позволяет услышать мнение другой стороны.

Для человека естественно участвовать в коллективной деятельности, она — залог его нормального существования и развития.

Третья потребность психики – быть нужным, — также родом из детства. Если взрослые, активно задействованные в социуме, её удовлетворяют в полном или почти полном объёме, то у многих детей и людей пожилого возраста она удовлетворяется слабо. Дети, родители которых игнорируют стремление детей быть полезными в семье и активно менять мир самостоятельно, могут рассказать о страхах малышей быть забытыми в детском саду, страшных снах, где ребёнок оказывается в одиночестве, и прочих малоприятных вещах.  Если знают, разумеется. Невостребованная же активность пенсионеров приводит к капризам и осознанным или нет попыткам манипулирования.

Для человека естественно участвовать в коллективной деятельности, она — залог его нормального существования и развития. И конфликтующие стороны также ощущают эту потребность – быть нужными, т.е. потребность другой стороны в их опыте, ресурсах, участии.
Более того, если эта потребность у всех участников не будет удовлетворена в ходе решения конфликта, то проблема просто не будет решена окончательно. Скорее всего конфликт из острой формы перерастёт в подпольную вялотекущую войну, но не исчезнет.

Эти три потребности есть у каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста и социального статуса, а разница в понимании «хорошо» и «плохо» зачастую бывает колоссальной. Ведь за плечами каждого из нас стоит уникальный опыт – смесь из родительского воспитания, воздействия культуры и идеологии, а также результаты собственного взаимодействия с миром. А, кроме этого, есть ещё и желания, которые заставляют нас активно действовать, т.е. взаимодействовать с другими людьми, у каждого из которых собственные убеждения и ценности. Поэтому конфликты неизбежны.

Представьте сами: молодой доктор из семьи потомственных врачей, устав от материальных тягот, решает стать бизнесменом. У него с детства заложено понятие, что помогать другим, не считаясь с собой – это нормально, это «хорошо». Он сталкивается с людьми, которые считают «хорошо» — это работать за деньги, а не за идею, и всякий труд должен быть достойно оплачен. Формально наш начинающий бизнесмен возражать не будет, но приверженность идее для него важна, а понимание термина «достойно» может сильно отличаться у него и тех, кто с ним работает. Конфликта, а то и нескольких, избежать не удастся.

Преподаватель, считающий важным знание преподаваемого предмета, учитель, не готовый отступать от Норм выставления отметок, принципиальный инспектор СЭС и даже строгий комендант общежития – это не просто «люди без настроения», это те, кто старается быть «хорошим» в соответствии с собственными убеждениями о честности, порядочности, безопасности, морали и т.д. И эти убеждения очень сложно изменить, тем более во время острого конфликта. А вот решить конфликтную ситуацию, т.е. выяснить противоречия и найти решение, удовлетворяющее всех участников, вполне можно. Особенно, если учитывать три потребности психики каждого из нас.

Что же делать, чтобы решить конфликт?

  1. Уважайте опыт оппонента. Вспомните, что он искренне старается быть хорошим (в меру своего понимания).
  2. Скажите ему о том, что понимаете и цените его желание улучшить ситуацию и тоже хотите решить возникшую проблему.
  3. Попросите его чётко и связно изложить его видение ситуации. Вам нужно понять, что именно он считает «плохим» в ситуации и «несправедливым» по отношению к нему.
  4. Активно слушайте оппонента, задавая уточняющие вопросы, и оказывайте эмоциональную поддержку (кивком головы, словами: «понимаю», «именно так» или просто «да»). Он должен чувствовать, что его мнение важно для вас.
  5. Не давайте категоричных оценок третьим лицам (типа «дура», «идиот» и т.д.). Если от вас ждут оценки, постарайтесь предположить что-то хорошее. Например, она сказала так потому, что, наверное, очень устала. Да, это не даёт ей права так говорить ни с кем. Если бы она была отдохнувшей, она, наверняка, бы спокойно приняла вашу просьбу и помогла вам.
  6. Поблагодарите оппонента за рассказ и резюмируйте услышанное, начиная со слов «верно ли я вас понял(а)…
  7. Спросите о том, чем вы можете помочь оппоненту, чего он ждёт от вас.
  8. Если есть необходимость, расскажите о том, что важно для вас и почему, или просто озвучьте свою позицию, усилив её аргументами.
  9. Предложите вместе подумать, что можно сделать в сложившейся ситуации.
  10. Придите к общему мнению.

Этот алгоритм разрешения конфликтных ситуаций помогает в большинстве случаев. Однако учитывайте, пожалуйста, что даже среди психически здоровых людей есть те, чья самооценка которых настолько низка, что им приходится самоутверждаться за счёт других людей. Простите их и пожелайте удачи.

На этом о внешнем конфликте мы закончим, а о внутреннем поговорим во второй части материала.

Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Как создавать вдохновляющие идеи?

Самые важные особенности воспитания мальчиков и девочек

Как сохранить желание жить?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *