Автор: Александр Черкас, учитель украинского языка и литературы, один из 10 лучших учителей Украины по версии премии Global Teacher Prize Ukraine 2018.
Буллинг (травля) – слово, от которого невозможно избавиться. Так думают те, кто страдает от издевательств и целенаправленной агрессии.
Буллинг — слово, к которому можно изменить отношение в детском коллективе. Решающая роль в этом должна принадлежать педагогам. Я знаю, что полностью справиться с этой проблемой можно только благодаря системному подходу и поддержке руководства школы, родителей, представителей местных органов власти и общественных организаций, а также с привлечением и участием детей и молодежи. У каждого из этого списка есть свои функции в решении этого вопроса.
То, чем я поделюсь сейчас, — это мои действия учителя для профилактики, диагностики и предотвращения буллинга в детском коллективе.
Игра – простой способ, создание общего, безопасного для всех пространства, способ трансформации тревоги, страха, агрессии, включение внимания. Я предлагаю разные типы заданий и упражнений, которые педагоги смогут использовать в зависимости от цели занятия и этапа.
Упражнение «Знакомство»
Цель: повысить уровень сплоченности группы, помочь детям лучше узнать друг друга, создать благоприятную атмосферу.
Учитель. Предлагаю познакомиться следующим образом. Каждый по очереди называет свое имя и одну положительную черту характера, которая вас лучше представляет. Черта должна начинаться с любой буквы вашего имени.
Упражнение «Правила работы»
Цель: организация группы и создание возможности эффективной работы.
Учитель. Для того, чтобы наша работа была эффективной предлагаю принять следующие правила, которых мы будем придерживаться в течение нашего занятия.
ПРАВИЛА РАБОТЫ:
1. Говорить от своего имени
2. Быть доброжелательными и активными
3. «Поднятая рука»
4. Один говорит – все слушают
5. «Здесь и сейчас»
6. Обсуждать действие, а не личность.
7. «Свободная нога»
8. Конфиденциальность.
Вопросы к группе:
1. Согласны ли вы с правилами?
2. Есть еще какие-то предложения?
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: формирование собственной цели деятельности, мотивация и осознание собственной ответственности за достижение определенных результатов.
Учитель. Наше следующее упражнение так и называется. Предлагаю вам на яблочках, которые вы найдете у себя на спинках стульев, написать, а потом озвучить, что вы ждете от нашей встречи и прикрепить их к нашему дереву. (Дерево рисуют на доске или используют печатную картинку)
Упражнение «Угадай кто»
Цель: научить участников тренинга распознавать социальные роли буллинга.
Учитель. Сейчас мы с вами объединимся в 3 группы. Задача для каждой группы одинакова. Вы получите одинаковое количество картинок и попробуете среди них найти жертв буллинга, агрессоров и наблюдателей. Каждая группа представит свои наработки и объяснит, почему она так думает.
Упражнение «Эмоции»
Цель: дать возможность участникам почувствовать переживания, которые возникают у жертвы буллинга, воспитывать чувство эмпатии.
Учитель. Перед вами камни и ракушки. Выберите из них то, с чем у вас ассоциируется отрицательная эмоция. Сейчас каждый из вас назовет ту эмоцию, о которой подумал, и бросит камень или раковину в носок.
Вопросы для обсуждения:
1. Трудно было выполнять упражнение?
2. Как вы думаете, эмоции кого мы называли?
3. Что вы при этом чувствовали?
Игра-разминка «Кто лишний»
Цель: активизировать учеников, снять неприятные эмоции от предыдущего упражнения, подготовить к дальнейшей работе.
Учитель. Сейчас я забираю один стул. Все вы, по моей команде, будете двигаться по кругу. По команде: «СТОП» вы должны найти себе место для того, чтобы сесть. Это не обязательно должен быть ваш стул. Тот, кто останется стоять – выбывает из игры. После игры. Обратил кто внимание на ленты, которые висят на 3 стульях?
Эти ленты означают определенную социальную роль в буллинга. Обращаю ваше внимание на то, что некоторые из вас, неожиданно, успел побывать в определенных ролях. Так, может случиться с вами и в жизни: «Вы не ожидаете, а оказываетесь в роли жертвы или агрессора».
Упражнение «Почему так происходит»
Цель: выяснить причины поведения участников буллинга.
Учитель. Вы все видите у меня разных цветов и размеров карточки. Сейчас каждый из вас выберет карточку. С другой стороны карты есть изображение, но вы не можете смотреть сами, что там и показывать кому-то из участников. Карточки открываете по моей команде. Прошу объединиться в группы по рисункам, которые есть на карточках. Спасибо. А теперь, как вы думаете, что означает «стрела?» (Агрессор), «глаз» (наблюдатель), «мишень» (жертва). Вы снова невольно получили роли. А сейчас каждая группа будет иметь свою задачу. Группа «агрессоров» попытается написать причины, побуждающие обидчика себя так вести. Группа «жертв» попытается написать причины, почему дети становятся легкими мишенями для обидчиков. Группа «наблюдателей» пишет причины, почему наблюдатели часто вмешиваются в процесс буллинга.
Честный опыт борьбы
Я работаю с детьми уже 8 год. Неоднократно сталкивался с буллингом среди моих учеников. Мат, оскорбления, драки – все это едва ли не каждый день видел собственными глазами и пытался с этим бороться в одной киевской школе. Преимущественно через осторожные беседы с родителями, психологами, личные беседы с детьми, а также внеклассные уроки. Что рассказывают мои ученики о травле в школьном возрасте, смотрите в спецрепортаже.
Олександр Черкас, Украина
Ещё интересные материалы:
Как приучить ребёнка делать уроки? Или о том, как прививаются полезные привычки |
|
Игры, в которые играют учителя |
|
Самые важные особенности воспитания мальчиков и девочек |
здравствуйте. А где эти карточки к играм?