Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Весь прошлый учебный год я делала пометки по методике преподавания. Это мои наблюдения и выводы. В преддверии 1 сентября я хочу поделиться ими.
Эти заметки я писала для себя. Они выглядят, как инструкции. Готовя этот материал к публикации, я решила не менять стиль изложения. Собрав всё вместе, я поняла, что у меня получилась памятка для учителя английского языка. Она не исчерпывающая, поэтому я прошу Вас прочитать её и дополнить своими идеями.
Ставь цели.
Процесс обучения – это движение, а цели определяют его направление.
Цели повышают качество урока, курса, программы. Цели помогают ученику понять, что именно он хочет от обучения.
Не забудь поставить цели с учениками в начале учебного года и зафиксировать их, чтобы потом в конце года можно было оценить с помощью них проделанную работу.
Не жалей своё время на домашнее задание ученика.
Хорошо подобранное задание на дом может стать отличным обучающим материалом. Поэтому не ленись подобрать такое задание, которое впишется в процесс обучения, будет понятным, посильным и развивающим.
Не давай много, потому что количество убивает качество. И еще. Проверяй домашнее задание, давай обратную связь или разбирай его вместе с учеником.
В учебниках проверяй то, что дают они на соответствие тому, что нужно тебе.
Какой бы хороший учебник или материал не был, всегда проверяй его перед тем, как использовать. Во-первых, потому что он может не подходить ученику с учетом его запаса знаний или интересов. Во-вторых, в нём может не быть того, что нужно тебе (например, ключей, рабочей тетради, аудио и др.) В-третьих, он может не подходить тебе методически (например, недостаточное количество упражнений, неинтересные темы или слабая методическая концепция). Проверяй!
Проверяй инструкции к заданиям на доступность и логичность.
Готовясь к уроку, проговори инструкции вслух и проверь, что ты объясняешь понятно. Убедись, что всё логично.
Проделывай задания сама, перед тем как давать их на уроке.
Это касается всех уровней, а на высоких — крайне важно. Учителю нужно быть уверенным, что учебный материал подходит ученику, что не содержит ошибок, спорных моментов и того, что может вызвать затруднения. Поэтому всё просматривай и проделывай до урока!
В упражнениях проверяй предложения на соответствие примеру.
Цель тренировочных упражнений — довести до автоматизма определенную конструкцию, форму или действие. Если некоторые предложения в таких упражнениях не соответствуют примеру в условии, значит, задание составлено неграмотно. Нужно проверять упражнения перед тем, как давать их ученику. Иначе получится, что ты ставишь задачу перед учеником, а он её не может выполнить в полной мере, потому что сталкивается с непредвиденными обстоятельствами.
Проверяй грамматические упражнения на соответствие той грамматике, которой ученик владеет.
Давать ученику то, что он еще не знает, можно в том случае, если это диагностический тест. В остальных случаях, это нерационально.
Читай тексты для учеников внимательно и полностью.
Даже если это низкий уровень и текст выглядит очень простым, всё равно читай.
Читай всё, что собираешься дать ученику. Во-первых, чтобы подготовить план заданий для работы с этим материалом. Во-вторых, чтобы убедиться, что информация не содержит ошибок, описок или того, что не подходит ученику. В-третьих, материал из учебников для чтения, обсуждения или прослушивания может быть неинтересный, неактуальный или просто не соответствует кругозору учеников. Тогда можно его заменить на что-то другое при подготовке к уроку.
В упражнениях делай фокус на 1 объект.
Создавая упражнения самостоятельно или выбирая их из разных источников, не распыляйся на всё сразу. Выбирай 1 учебный объект и тренируй его с помощью задания, затем переходи к следующему. Например, тебе нужно отработать видо-временную форму. Не делай задания, где будет всё сразу — и утверждение, и отрицание, и общий вопрос, и специальный. Делай всё поэтапно. Сначала пусть объектом внимания будет только утвердительное предложение, потом только отрицательное и т.п. Пусть у ученика сложится вся картинка.
Давай небольшой объем материала. Лучше потом расширить, чем сразу дать много.
Когда сразу даёшь и то, и это, и добавляешь что-то «на закуску», то часть материала будет потеряна. Поэтому лучше давать небольшой объем, хорошо его закрепить, а потом при необходимости дать ученику что-то еще.
Запомни: задания чуть ниже уровнем важны.
Есть смысл периодически использовать задания чуть ниже уровнем. Во-первых, они являются отличным разогревом на уроке, а еще они подходят для повторения и актуализация знаний. Во-вторых, они хорошо повышают самооценку ученика. В учебной жизни есть периоды спада, так вот упражнения чуть ниже уровнем помогут вернуть самооценку в более высокое положение. Например, ученику не хватает сил и времени одолеть новый материал. Можно сделать шаг назад, вернувшись к прошлым темам и выполнить что-то из уровня чуть ниже. Это вернёт веру в своих силах и радость учения.
Еще упражнения чуть ниже уровнем позволяют рассматривать детали тщательнее. Например, если грамматическое упражнение чуть ниже уровнем для ученика легкое, то можно сместить акцент на лексику в этих предложениях или даже на аудирование. Будет полезно. Поэтому не бойся иногда возвращаться с учениками назад.
Не спеши на уроке!
Просто помни об этом. Давай ученику время настроиться, подумать, сделать вывод, принять решение. Не спеши!
Давай ученику возможность переводить самому.
Так часто бывает, что встречается что-то незнакомое, и ученик останавливается и не знает, как перевести фразу. Обычно ты начинаешь ему подсказывать с переводом. Но лучше дать время ученику подумать. Слова и значения приходят в голову, нужно только немного времени. К тому же, если хочешь и из этого задания сделать полезное упражнение для ученика, лучше просто дай ему наводящие подсказки, помоги увидеть ассоциации в словах или что-то, что может навести на мысль. Если ученик одолеет предложение сам, то это будет его победа. Радость от победы увеличивает мотивацию к учению и повышает самооценку.
Делай регулярные повторения материала.
Не важно, с каким материалом или по какой программе ты работаешь, всегда делай регулярные промежуточные повторения всего, что изучали в этом году, курсе, четверти, на этом уровне и т.п. Особенность памяти человека — забывать часть информации, которая не актуализируется. Единственное спасение – это регулярные повторения.
Не экономь на методике.
Ты просишь ученика, чтобы он начал говорить согласно заданию, а он этого не делает. Это логично. Ведь ты где-то сэкономила время и не проделала все подготовительные этапы для говорения. Например, не сняла грамматические трудности, не подготовила опору для говорения, не выделила время на тренировочные упражнения и т.д. Выполняя все методические требования для формирования навыков, учитель создаёт все условия для успеха ученика. Если успеха нет, значит, что-то было не сделано.
Думай своей головой!
Какой бы учебник, курс, материал или методику тебе не советовали, думай, подходит ли тебе это, как это будет работать с твоими учениками. Думай и проверяй! Только так можно найти своё.
А здесь место для Ваших рекомендаций для учителя английского языка.
Ещё интересные материалы:
Идём в музей на английском |
||
|
||
Мы возвращаемся! Listening decoding на уроке |
Отличная статья получилось! Спасибо огромное!
1) Используй «разогрев» в начале урока. Поговорить о том, как прошёл день, что было в школе и т.п. Я это делаю на русском, но периодически говорю, что «столовая» на английском будет так-то, а «ножницы» — так-то.
2) В завершающей части урока поговорить на языке минут 5. Обо всё и ни о чём. Этакое «что вижу, о том и пою».
3) Когда даёшь ДЗ, всегда проверяй, что ученик точно понял, что именно надо сделать.
4) Время от времени (у меня это примерно раз в 1,5 месяца) просто не давай никаких ДЗ. Ученикам это всегда приятно, и у них отчётливо наблюдается повышение настроя в конце занятия и в начале следующего.
5) Перед экзаменами чередуй блоки «грамматика», «лексика», «разговор». Валить всё в кучу — плохая идея.
6) Уже упоминалось, но конкретизирую. Все тесты, которые будет сдавать ученик, проходи сам. Не подглядывая в ответы, а так, будто это ты — школьник, и ты сдаёшь экзамен.
7) Помни, что ученик — это затюканный маленький человек, от которого все ждут высоких результатов по всем предметам. Будь человеком, с которым можно просто поговорить.
Очень понравилось, спасибо!
Очень актуально! Согласна со всеми пунктами)) Осталось понять, что делать с «Думай своей головой!
Какой бы учебник, курс, материал или методику тебе не советовали, думай, подходит ли тебе это, как это будет работать с твоими учениками. Думай и проверяй!» в отношении новой федеральной программы и обязательных школьных учебников😕
Здравствуйте, Елена. Спасибо за отзыв.🌹
Говоря об обязательных учебниках, действительно, очень сложно «думать своей головой». Вы правы.
Решение здесь я вижу такое :заменять неэффективные задания из обязательного учебника на то, что учитель считает эффективным.
Елена, скажите, насколько такой вариант реален? Как думаете?
Отлично сделано!
Если учебник, по которому учитель вынужден работать, содержит хотя бы что-то стоящее, например, качественный текст, на котором можно строить задания, то можно выкрутиться. Если же в учебнике не за что зацепиться, то приходится пользоваться им только как планом, а материалы подбирать все свои.