Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Музыка владеет нашими сердцами. Когда ты находишь СВОЮ мелодию, она заменяет тебе шум всего мира. Ты слышишь только её, двигаешься в такт с ней и проговариваешь слова, которые есть в ней, даже не задумываясь. Эти эффекты можно добавлять в учебный процесс, и тогда они будут работать еще и на достижение целей учителя. Предлагаем Вашему вниманию 5 идей, которые подойдут как для учителей иностранных языков, так и для тех, кто проводит классные часы или уроки по искусству.
Музыка и эмоции:
Каждая мелодия вызывает у нас какие-то чувства: равнодушие, воодушевление, тоску, печаль, ностальгию, радость и т.п, которые порождают эмоции и призывают воспоминания. Если Ваша цель — мотивировать студентов тренировать говорение или научить высказываться о том, что они чувствуют, то музыка подойдет в качестве инструмента.
Для уроков английского языка учитель первоначально вводит лексику по теме: прилагательные, характеризующие мелодию, а также чувства. Затем создаёт шаблоны, в которые учащиеся будут добавлять лексику. Пример прилагательных: lively, catchy, melancholy music (небольшой список можно взять из учебника Life Intermediate от National Geographic или подобрать самому).
Пример шаблонов: It’s…..(lively/catchy….). I feel….(bored/indifferent/excited…). It reminds me of……
Когда все подготовительные операции проведены, учитель включает музыкальный кусочек и позволяет студентам послушать его, затем они должны охарактеризовать его, добавив свои воспоминания и эмоции. Задание можно выполнять в парах, группе, индивидуально, онлайн, офлайн — не важно — оно сработает в любом случае. Такое же задание можно предлагать выполнить и на родном языке в рамках классного часа или других занятий; здесь нужно только правильно задать вектор говорения и позволить ученикам рассказывать о своих чувствах и эмоциях. Если такое упражнение давать регулярно, то ученики смогут более открыто и легко описывать то, что чувствуют. Это поможет самим ученикам лучше понимать свои эмоции, а учителю — лучше понимать своих учеников и выстраивать обучение с учётом этого.
Музыка и заучивание:
Ни что так не остаётся надолго в памяти, как песня. Если использовать эту мысль на уроках иностранных языков, то так можно заставить студентов выучить нужные конструкции, лексику. Важно подобрать качественный материал для заучивания. Всегда легко поддаются заучиванию те рифмовки и песни, в которых приятная ритмичная музыка и небольшое количество слов. Для преподавателей английского есть специальные пособия, в которых собраны коллекции учебных песен и стихов. Например, Jazz Chants by C. Graham. Автор создала много материала и разделила его по типу: лексические, грамматические и т.п. Еще одна подсказка — учебный курс Magic box для начальной школы от белорусских авторов. В нём мелодичное и интересное аудио-приложение. Каждый практикующий учитель сможет добавить ещё свои примеры в комментариях.
Учителям других предметов везёт чуть меньше с количеством готовых материалов, но и не все нуждаются в заучивании чего-то с помощью песен, хотя это был бы хороший вариант. Вот здесь и здесь Вы можете увидеть песню по химии или биологии . Подсказка для творческих учителей: песен по предметам, кроме иностранных языков, не так много, но если Вы обладаете творческими навыками и хотите создавать свой продукт, то учебные песни – это отличная бизнес-идея.
Музыка и тренировка навыка восприятия на слух:
Песня – это материал для аудирования. Не каждую можно использовать с этой целью эффективно, но исключать эту возможность точно нельзя. Преподаватели иностранных языков могут пользоваться сервисом Lyricstraining (есть сайт и приложение). На ресурсе есть много готовых песен для тренировки по разным языкам. Учитель предлагает студентам выбрать либо режим «вставьте пропуски», либо «выбирайте правильный вариант ответа». Вторая опция идеально подходит, когда песня сложная и когда нет много времени на проработку всех аспектов. Вариант «вставьте пропуски» хорошо использовать с материалом, который на слуху у многих и не очень сложный. Сервис также позволяет создавать свои викторины. Если немного посидеть, то можно разобраться, как это делать. Единственное нужно знать, что викторина, которую учитель создаст, не появится в общем каталоге на сайте; без ссылки задание найти будет невозможно.
Музыка и грамматика:
Песню приятно слушать, а что если её попробовать перевести? Полноценный перевод иностранных песен со словарём занимает много времени, к тому же, зачем его делать, если он существует на сайтах в готовом варианте. Для занятий иностранным языком удобно делать так: брать готовый перевод песни с сайта и делать для студента подстрочник с несколькими вариантами на выбор. Это может выглядеть так:
I feel good
А) Я чувствую себя хорошим
Б) Я чувствую себя хорошо
В) Я чувствую это хорошо
Таким образом, учитель может сам выбирать те конструкции для перевода, которые сейчас актуальны в учебном процессе. Остальное можно оставить как есть, без опций, для общего понимания смысла. Усилить задание можно, добавив перевод не на русском, а белорусском языке (или другом языке, которым студенты владеют). Попросите студентов перевести избранные предложения с белорусского на английский язык или наоборот и оно их заставит выйти из зоны комфорта. Ещё одна опция — это взять текст песни и предложить студентам раскрыть скобки, используя обозначенную грамматическую форму, а затем прослушать себя и проверить.
Фактически с текстом песни можно работать точно так же, как Вы бы работали с ним в рамках обычных учебных заданий, только здесь есть приятный бонус — можно прослушать и даже пропеть.
Музыка и звуки:
Есть профессия: foley artist или в русском варианте — звукоиммитатор. Данный специалист занимается созданием звуков для кино. Обычный зритель воспринимает фильм как что-то целое, но, на самом деле, каждое действие героев сопровождается звуком, который записывают отдельно в студии специально обученные люди. Вы удивитесь, когда увидите, как создаётся чавканье, треск, скрип или даже шаги по гравийке. Учителя могут использовать это на своих классных и внеклассных занятиях. Для преподавателей иностранных языков есть видео, в которых зарубежные foley artists показывают и рассказывают о своей работе. Это хороший материал для изучения и обсуждения. Такие же материалы есть и на русском языке. Это позволит учителю предложить ученикам посмотреть видео и затем создать и записать свои звуки. Работать можно в команде. Отличная идея для проекта в лагере или даже просто на уроках в рамках темы кино. Здесь каждый ученик сможет проявить свою индивидуальность. Если добавить к этому определенную лексику и грамматику, то в рамках уроков иностранных языков это сможет стать хорошим учебным материалом.
Ещё одна идея для тех, кто хочет мотивировать учеников создавать свои звуки здесь. Это простой симулятор создания хора. Отличный инструмент для любого возраста. Можно записать своё творение и тоже показать в классе. Устройте конкурс талантов с жюри и призами. Вашим ученикам понравится!
Мы рассказали лишь о 5 идеях внедрения музыки на уроки. Возможно, Вы пробовали и знаете что-то ещё. Поделитесь с нашим сообществом учителей. Мы будем Вам благодарны за Вашу инициативу и творчество.
Ещё интересные материалы:
![]() |
Мы возвращаемся! Listening decoding на уроке |
|
![]() |
|
|
![]() |
Мистер Блум для учителей |