«Каляки-маляки» или как выучить английский с помощью рисования

Автор: эксперт проекта Наталья Прокопович

Какая ваша первая ассоциация со словами “дудлинг” и “скрайбинг”? Возможно, вам на ум пришло слово-редупликант «каляки-маляки», которое явно произошло от белорусского “маляваць” (рисовать). Вполне вероятно, что вы вспомнили гениальные рисунки на полях рукописей Уладзіміра Караткевіча и Александра Пушкина или вертолет Leonardo da Vinci. Не исключено, что вы сами умеете создавать яркую историю с помощью рисунков и используете скрайбинг во время выступлений. А может вы даже умеете рисовать компьютерные презентации в специальных программах.

В переводе с английского дудлинг (doodling)  — это рисовать неосознанно, часто параллельно какому-нибудь занятию. Слово имеет и другие значения, например, «чиркать», «каракули», «болван”, «лодырничать”, «мешкать”. Скрайбинг (от английского scribe — писец, переписчик, набросать эскизы или рисунки) — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

Не секрет, что рассказ преподавателя, подкрепленный схемами и рисунками, запоминается лучше. Благодаря применению цвета, выделению ключевых слов любая информация воспринимается и анализируется гораздо быстрее, ведь мыслим мы не текстом, а образами. Рисунки помогают заставить мозг думать креативно и производительно, так как позволяют одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое).

Я хочу рассказать о своём опыте визуализации. Являясь любителем ассоциаций, демонстраций, объяснений, я считаю, что при наличии хороших наглядных иллюстраций, не возникает большой потребности в переводе. С учениками мы часто рисуем. Слово, которое невозможно нарисовать, пишем полностью или сокращенно, например, можно использовать первую букву и окончание. В примерах, которые я хочу привести, я буду использовать простые рисунки и значки (пиктограммы) из интернета. А на уроках мы рисуем сами. Вот так творчески можно подойти к написанию слов:

Вот визуализация первых строк из стихотворения Эдварда Лира The Owl and the Pussy Cat:

 

А теперь попробуйте прочитать четверостишие о ЗОЖ:

 

(Никто не может отрицать, что 6 лучших докторов — это солнечный свет, вода, отдых, воздух, упражнения, диета.)

Нарисовав символы пяти ключевых слов:

легко запомнить «5 языков любви» Гэри Чепмена (Gary D. Chapman, «The 5 love languages»).

 

 

 

 

 

Согласитесь, рисунки помогают лучше понимать и усваивать информацию, а значит, не выпадать из учебного процесса.

На своих уроках я иногда использую игру Silent Post (Tихая почта).  Я прошу написать всех учащихся в верхней части листа бумаги слово или простое предложение с лексикой урока и передать лист бумаги своему левому соседу, затем каждый должен нарисовать слово (смысл предложения) и сложить лист, чтобы был виден только рисунок, передать лист бумаги другому соседу и попросить отгадать слово (предложение), соответствующее рисунку.

Я использую рисунки с целью совершенствования лексических навыков, но ещё рисунок является отличной методикой оценки психофизического состояния человека. Хотите взглянуть на себя со стороны?  Тогда попробуйте неосознанно рисовать каляки-маляки. Геометрические фигуры изображают целеустремлённые натуры. Люди, рисующие человечков, иногда бывают неисполнительными. Рисуя сердца, мы  демонстрируем любовь. Спирали и волнистые линии говорят об небольшом эгоизме. Цветы, солнце и  другие круги свидетельствуют о недостатке общения. Кресты указывают на переживания.

Подобные  психологические тесты вызывают интерес и у детей, и взрослых. А ещё моим ученикам нравится арт-терапия, которая помогает владеть своим психоэмоциональным состоянием и бороться со стрессом. На одном листе нужно нарисовать всё то, что угнетает, после чего зачеркнуть рисунок, а сам лист порвать и выбросить. На другом листе изобразить и подписать по-английски то, что поднимает настроение и затем повесить или положить этот рисунок на видное место, чтобы заряжаться  позитивной энергией и повторять приятные слова.

Согласитесь, превращая слова и фразы в понятные рисунки или схемы, мы становимся своего рода волшебниками. Мы развиваем такие важные компетенции, как критическое и образное мышление, коммуникабельность,  раскрываем артистические таланты и даже можем помочь людям понять себя и начать контролировать свои чувства и эмоции.

Наталья Прокопович

Ещё интересные материалы:

Словообразовательные фокусы или средство от зубрёжки

Английские бонусы для белорусов

Ассоциации или рецепт для развития памяти и креативности

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *