Все мы в жизни периодически сталкиваемся с ситуациями, когда проблемы кажутся неразрешимыми. Заблудившись в собственных переживаниях, мы не можем разглядеть корень проблемы — причина ситуации ускользает от понимания, лишь усугубляя положение. Что делать?
Рисовать, танцевать, петь и сочинять сказки – использовать методы арт-терапии, позволяющие излить накопившиеся эмоции и ясно увидеть лежащие на дне причины.
Сам термин «арт-терапия» (лечение искусством) известен с 1938 года, его ввел в употребление художник Адриан Хилл, работавший с больными детьми.
На сегодняшний день арт-терапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
В процессе создания произведения человек выражает собственные эмоции, чувства и убеждения в виде образов. И именно через эти образы можно корректировать эмоции, реакции и даже самооценку, избавляться от негативных переживаний и находить пути решения в сложных ситуациях.
Изначально арт-терапия предназначалась для детей, которым в силу возраста сложно озвучить свои тревоги и проблемы, и которым она до сих пор успешно помогает решить вполне недетские проблемы. Однако с течением времени методы арт-терапии завоёвывают всё больше поклонников среди взрослых, что и понятно – в душе каждого взрослого живёт ребёнок, который с радостью занимается творчеством.
Обязательные условия при занятиях любым видом арт-терапии (как для детей, так и для взрослых):
— отсутствие принуждения и заданных рамок и шаблонов исполнения (максимальное ограничение – тема занятия),
— отсутствие оценки с точки зрения качества, аккуратности и вообще любых оценочных суждений;
— отсутствие стороннего вмешательства в процесс создания произведения.
Соблюдение этих условий – залог того, что эмоции и чувства будут выражены максимально точно.
Арт-терапия имеет следующие основные направления:
рисуночная терапия (основанная на изобразительном искусстве), библиотерапия (включая сказкотерапию), музыкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия.
Каждое направление имеет свои особенности, поэтому рассмотрим их по-отдельности.
Изотерапия. Именно это направление обычно подразумевается под словом арт-терапия. Оно включает в себя не только рисование, но и роспись, лепку и другие виды деятельности, позволяющие человеку воплотить визуальный образ. Сам процесс подразумевает изображение проблемы в произвольной форме. Далее происходит анализ изображения и коррекция образов. Есть различные способы анализа и коррекции, который больше подходит вам или вашему ребёнку – решайте сами.
Учитывая, что большинство людей на нашей планете визуалы, использующие зрение в качестве основного поставщика информации, это направление подходит большинству взрослых и многим детям.
Библиотерапия. Это направление арт-терапии предполагает воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
Сюда же относится Сказкотерапия. Сказки издавна использовались для передачи подрастающему поколению норм и правил, свойственных определённому социуму. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Не зря же, даже став взрослыми мы носим в себе синдромы сказочных героев. Поэтому работа с определёнными сказками или составление собственных позволяет решить широкий круг психологических проблем как у детей, так и у взрослых.
Музыкотерапия известна человечеству очень давно. Одним из её приверженцев был Пифагор. Ямвлих писал о терапевтической музыке Пифагора: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания». Пифагор знал в деталях воздействие музыки на человека и благодаря своим навыком мог влиять на людей.
На сегодняшний день это направление активно развивается, и для того, чтобы подобрать подходящую музыку уже не нужно идти к психотерапевту, достаточно уделить время подбору музыкальных произведений и понаблюдать за изменениями.
Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует технический приём драматизации, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. Исторически театр создавался, как терапевтическое действие (теория катарсиса Аристотеля), поэтому разыгрывание специально подобранных ролей позволяет не только по-другому взглянуть на проблемы, но и расширить диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые способы взаимодействия с миром.
Танцевальная терапия также уходит своими корнями в глубокую древность, когда люди исполняли ритуальные танцы для того, чтобы объединиться со своими богами и отмежеваться от того, что вызывало дискомфорт.
Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии и автором теории «мышечного панциря», считал, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить. (Речь не идёт о занятиях танцами под руководством профессионального тренера!)
Даже если вы не удосужитесь познакомиться теорией Габриэллы Ротт, то отказывать себе в удовольствии потанцевать 5 минут под хорошую музыку для снятия стресса и поднятия жизненного тонуса вы, наверняка, больше не станете.
Куклотерапия – это направление арт-терапии, корректирующее поведение детей посредством кукольного театра. Зачастую дети не готовы прямо озвучить свои проблемы, но всегда или почти всегда готовы играть, копируя в ходе игры поведение персонажей, которые им знакомы. К примеру домашняя игра в детский сад, где ребёнок исполняет роль воспитательницы, может понять причины нежелания идти в настоящий. А родители или психолог смогут предложить другие модели поведения ребёнку, чувствующему себя одиноко в группе. Для взрослых это направление не очень актуально, а вот детям оно будет весьма занимательно и полезно.
Песочная терапия широко известна и активно используется в Европе как для диагностики, так и в качестве способа снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Подходит как детям, так и взрослым, позволяя проработать проблемы даже того периода жизни, о котором практически отсутствуют воспоминания – раннее детство.
Каждое из направлений по-своему интересно и полезно, и современным родителям, желающим оставаться в гармонии и равновесии, стоит попробовать все, чтобы выбрать лучшие и научить этому своих детей.
Ещё интересные материалы:
Когда тело против |
|
Синдромы сказочных героев (часть 2) | |
Синдромы сказочных героев (часть 1)
|