Арт-кластер: культура вместо производства

Автор: эксперт проекта Мария Манохина

Неожиданно в январе вместе с новым 2019 годом в город пришла настоящая зимняя погода. И хотя пейзажи стали достаточно выразительными, дороги укрылись белым одеялом, а деревья грациозно склонили ветви под тяжестью снежного покрова, время для романтичных прогулок по улочкам и паркам сейчас не самое подходящее. Можно, конечно, укутаться в плед, взять что-то из классики и наслаждаясь кофейными ароматами прекрасно провести время дома у камина, но на случай, если у вас не оказалось камина или даже пледа, а классика не входит в планы, да и вообще хочется выйти в люди «себя показать и на других посмотреть», смело одевайтесь потеплей, покупайте парочку проездных билетов и отправляйтесь … на завод! Да, да! Именно туда! Это не оговорка!

В современном мире, стремящемся всеми силами откреститься от обыденности и стандартизации, театр, музей, дворец искусств, кинозал, вернисаж все чаще вызывают прилив тоски и ассоциации с чем-то занудным и малоинтересным. Нет, безусловно, посещать подобные культурные пространства необходимо и важно. Это почти всегда в итоге оказывается увлекательно и познавательно. Но сегодня не о них, а все-таки о заводах, точнее о новой роли заводских помещений в современном мире.

Использование нефункционирующих промышленных зон сегодня набирает популярность и позволяет оживить культурный взгляд на город.

Город в лице креативных и инициативных горожан все чаще пытается создать свою культурную городскую среду: прогрессивную, атмосферную и творческую. Поэтому использование нефункционирующих промышленных зон сегодня набирает популярность и позволяет оживить культурный взгляд на город. Такая форма организации «креативных пространств» на территории бывших промышленных предприятий сегодня получила название «Арт-кластер».

Говоря языком официальным и апеллируя искусствоведческой терминологией «Арт-кластер» — добровольное объединение бизнес- и культурных проектов, расположенное на территории некой промышленной зоны, и объединяющее различные выставочные, театральные зоны, аудитории для лекций и семинаров, бары, фуд-корты, концертные площадки и т.д. При этом важная задача подобных кластеров – поддержание некой целостной идеи и стратегии всеми субъектами.

Специфическая эстетика заводских помещений начала активно использоваться деятелями искусства и бизнеса во второй половине XX века в Европе и Америке. Самые масштабные примеры — это, бесспорно, ньюйоркские кварталы DUMBO и CHELSEA, стокгольмский FÄRGFABRIKEN, SPINNEREI в Лейпциге, LOWENBRAU в Цюрихе, KUNST-WERKE в Берлине.

В начале XXI века традицию переняла и Россия, где в качестве арт-кластеров выступают центры современного искусства: ВИНЗАВОД (г.Москва) «ARTPLAY НА ЯУЗЕ» (г. Москва), КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ (г. Москва), «Дизайн-завод ФЛАКОН» (г. Москва), Лофт-проект «ЭТАЖИ» (г. Санкт-Петербург), Дизайн-фабрика «ЗАРЯ» (г. Владивосток).

История креативного кластера в заводских помещениях «Горизонта» началась уже более десяти лет назад. Самыми примечательными площадками кластера является «КОРПУС 8» и «ПЕСОЧНИЦА».

Вот и Минск не остался в стороне. Сегодня самыми яркими и успешными примерами подобной организации городского пространства являются арт-кластеры на территории завода «Горизонт» и Минского завода имени Октябрьской революции.
История креативного кластера в заводских помещениях «Горизонта» началась уже более десяти лет назад.

Собственно, объединение «Горизонт» было создано в 1972 году. В цехах собирали телевизоры с самой большой диагональю в стране и первые советские цветные телевизоры. К концу 90-х большинство помещений опустело, а в 2000-х основное предприятие перенесли на окраину города. В первое десятилетие нового века был разработан план по сносу заводских помещений и строительству масштабного бизнес-центра. Но строительство замерло по причине отсутствия инвесторов. Тогда же заброшенные помещения начали занимать креативные галеристы и рестораторы. Сегодня самыми примечательными площадками кластера является «КОРПУС 8» и «ПЕСОЧНИЦА». «КОРПУС» позиционирует себя как культурный центр, где встречаются искусство и бизнес, креативность и предпринимательство, обучение, общественная деятельность и отдых. Здесь проходят выставки современного искусства, концерты, вечеринки, фестивали, образовательные и лекционные программы, публичные дискуссии, кинопоказы, театральные представления и т. д. Например, каждую среду мерзнущие и жаждущие новых впечатлений горожане могут совершенно бесплатно посетить вполне себе креативное мероприятие «KinoKORPUS — Outside The Box». Как заявляют организаторы проекта еженедельно из коробки с названиями самых странных, страшных, трогательных, смешных, нудных или зачаровывающих фильмов вслепую выбирается заветная бумажка и транслируется то, что повелела судьба.

 

Не менее знаковым местом «Горизонта» вот уже почти год является гастрономическая «Песочница», на территории которой можно не только подкрепиться в перерывах между блужданиями по корпусам завода, но и также принять участие в разнообразных ярмарках, фестивалях, концертах и музыкальных встречах.

В конце января на базе культурного хаба запускается проект ПЕРФОМАРАФОН 2.0, а  «Театр-мастерская на Ok16» презентует серию работ независимых театральных коллективов.

Другое «раскрученное» минское арт-пространство – это культурный хаб «ОК16» на территории Минского завода имени Октябрьской революции. История завода началась в 1907 году с небольшого деревянного цеха. В 1922 на месте сгоревшего деревянного строения были возведены колоритные краснокирпичные цеха. В 1961 году появилась аббревиатура МЗОР, а улицу переименовали в Октябрьскую. Как не удивительно, пик активности завода пришелся на 1990-е, но в последующие годы предприятие начало медленно угасать. В марте 2017-го ОАО «Белгазпромбанк» выкупил три старых корпуса станкостроительного завода на ул. Октябрьской, 16., где по сей день активно ведется реконструкция и создается инкубатор культурных и экономических проектов. В свою очередь на модельном участке (один из отремонтированных цехов) уже функционирует арт-пространство «ОК16». Здесь организуют выставки современного искусства, презентуют невероятные, нестандартные спектакли, проводят конференции на самые актуальные темы, реализуют многочисленные перформансы, кинопоказы, дискуссионные встречи и другие мероприятий. Например, площадка «SPACE» сегодня становится местом притяжения айтишников Беларуси и зарубежья. Талантливые ребята участвуют в различных конференциях, митапах и хакатонах, способствующих развитию индустрии. В конце января нового года на базе культурного хаба запускается проект ПЕРФОМАРАФОН 2.0 — показ перформансов на основе современного танца и музыки, а «Театр-мастерская на Ok16» презентует серию работ независимых театральных коллективов.

Таким образом, подобные культурные пространства в Минске еще находятся на этапе становления и развития. Городу еще есть к чему стремиться, о чем задуматься и чего достичь в этой сфере. Но уже сегодня в таинственных полузаброшенных помещениях заводов слышится не только эхо «советского прошлого», здесь кипят нешуточные страсти в рамках разнообразных дискуссий, объединяющих разные поколения, страны и мнения. Свободная атмосфера масштабных, «дышащих» креативом и творческой энергией помещений освобождает от предрассудков, заставляет мыслить креативно, постигать новое и создавать городскую арт-среду нового тысячелетия. Здесь всегда рады Вам и Вашим идеям!

Мария Манохина

Ещё интересные материалы:

Самообразование: живой гид или карманный?

Мечта, которая сбылась: народный музей

Традиции образования у белорусов: какие они?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *