Кем быть нашим детям?

Наш мир меняется всё быстрее. Раньше профессии будущего связывали с космосом, и теперь нашим бабушкам непросто объяснить, кто такой SMM-менеджер или  Java разработчик.  А 80% профессий, которыми будут владеть наши дети, ещё просто не придумали.
Однако определённые тенденции в развитии рынка труда есть, и World Economic Forum обнародовал свой прогноз  в изменении востребованности знаний, умений и навыков к 2020 году. Вместе с Татьяной Ананьевой познакомимся с ним, чтобы уделить особое внимание формированию этих компетенций у наших детей.

Важнейшие навыки профессии будущего

На первом месте  по уровню востребованности окажется умение решать сложные задачи. При этом возрастет потребность в обладателях такой компетенции на 52%. Мир, действительно, становится всё сложнее и сложнее, и, разумеется, задачи ставит соответствующие.

Вторая по значимости компетенция  – критическое мышление.  Эта компетенция остаётся в числе ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Из-за обилия и легкого доступа к информации необходимы будут навыки ее отбора, правильного переосмысления. К сожалению, школа, с превалирующим распространением тестов, детям в этом не поможет. Родителям придётся развивать его у детей самостоятельно, либо прибегая к услугам специализированных курсов.

Третья по значимости компетенция  – креативность. Ее значение ощутимо возрастет, ведь усложнение и даже принципиальное изменение  процессов требует нестандартных решений. Креативности тоже не учат в современной школе. Если только на факультативах, и то, большинство «креативных» задач предполагают только один вариант решения.

Четвертая по востребованности будет компетенция управления людьми. Значимость этой компетенции немного снизится, скорее всего, это произойдет за счет роста значимости трех предыдущих компетенций, а также постоянно растущих требований к технической, компьютерной грамотности. Предполагается, что самыми востребованными останутся либо высокопрофессиональные сотрудники, либо сотрудники без квалификации, чей труд будет дешевле труда роботов.

Пятая компетенция – навыки координации, взаимодействия. Навыки командной работы и управления могут уступить место умению управляться с информацией и получать высокие результаты при помощи нестандартных решений только в случае, если каждый участник процесса будет профессиональным коммуникатором или образцово соблюдать идеально прописанные должностные обязанности.  Возможно ли такое на практике – покажет время.

Шестое место за эмоциональным интеллектом. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников, это вообще одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Оно и понятно, ведь бизнес делают люди. И никакие инструкции и скрипты не обеспечат таких результатов, как понимание между людьми и искреннее желание трудиться.

Седьмая компетенция – суждение и принятие решений. Учитывая стремительную конкуренцию со стороны Китая, анализировать и воплощать идеи придётся настолько быстро, насколько это вообще возможно. Напрочь забыв о богатырских традициях сидения на печи, и даже не откладывая на утро, которое считается мудренее.

Восьмая компетенция  – клиентоориентированность (сервисная ориентация). Развитие этой компетенции активно зависит от развития эмоционального интеллекта сотрудников, — это две взаимосвязанные позиции.

Девятая компетенция – умение вести переговоры. Из-за роста значимости предыдущих компетенций значимость умения вести переговоры оказывается ниже, чем было в предыдущих прогнозах. Логично предположить, что предыдущие компетенции в той или иной степени включат её в себя.

И замыкает десятку когнитивная гибкость. Эта компетенция стоит в одном ряду с эмоциональным интеллектом и критическим мышлением, показывая значимость умения человека управлять своими эмоциями и психическими процессами. В  условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, можно и  применить креативность, и решить сложные задачи.

В сравнении с предыдущим прогнозом 2015 года рейтинг компетенций изменился: он лишился «активного слушания» и «контроля качества», зато приобрёл «эмоциональный интеллект» и «когнитивную гибкость». Получается, чтобы быть успешными, наши дети должны не заучивать наизусть, а учиться нестандартно мыслить, не «прокачивать» интеллект, а заниматься самопознанием и осваивать навыки самоорганизации!?!  Интересно, принимают ли во внимание прогнозы World Economic Forum при составлении программ в Министерстве образования?

Ещё интересные материалы: 

Чем дети отличаются от взрослых?

От чего зависят особенности национального менталитета?

Хвалить нельзя ругать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *