Когда нужно учиться?

Некоторые психологи утверждают, что у человека  сенситивный период к обучению приходится на возраст примерно с 1,5 до 9 лет. Выходит, что детей нужно по-максимуму загрузить в этом возрасте различными науками? А как же естественное развитие? И что же делать тем, кто старше?

Приняв это (уже спорное) утверждение за аксиому, мы  пытаемся «нашпиговать» их разнообразными знаниями с самого раннего детства.
— Как, вашему ребёнку уже 3 года, а он ещё не умеет читать?
— Неужели ваш 5-летний ребёнок до сих пор неправильно спрягает английские глаголы?
— Вы явно упускаете счастливое будущего вашего ребёнка: в 10 лет он свободно говорит только по-китайски, бросил художественную студию из-за второго инструмента в музыкальной школе и даже позволяет себе пропускать тренировки по бобслею, только потому, что все четыре факультатива в гимназии стоят после седьмого урока!
Между прочим, я практически не утрирую. Многие родители считают, что нужно всё успеть, пока дети способны к обучению, ведь потом, в «их возрасте», уже будет поздно что-то изучать.
А вот и нет, дорогие родители!  В этом материале я постараюсь разубедить вас в этом заблуждении, чтобы вы смогли дать шанс себе – воплотить собственные мечты без участия ваших детей, и вашим детям – вырасти нормальными, физически и психически здоровыми и счастливыми людьми реализованных родителей.

Ни для кого не секрет, что нынешние взрослые тоже когда-то были детьми, и у них тоже были родители, которые искренне желали им добра. Поэтому в большинстве своём своим выбором профессии мы обязаны именно родителям, которые считали, что так лучше будет для их детей.  Дети по природе своей адаптируются легче, чем взрослые, да и общество диктует достаточно жёсткие правила на предмет повиновения родителям до 18 лет. Поэтому многие получили те профессии, которые считали необходимыми для счастья их родители. Кому-то они, наверняка, принесли удовлетворение, успех и то самое счастье, ради которого всё это и затевалось. Сложнее состоит ситуация у тех, кто пытаясь оправдать родительские ожидания, пошёл не своей дорогой. У них остались несбывшиеся мечты, которые большинство из них попытается воплотить в своих детях. В этом нет ничьей вины, просто психологию ещё пока никто не перепрыгнул и не обошёл.
Итак, что же делать?

Воплощать собственные мечты самостоятельно. Есть несколько замечательных причин учиться после 40.

Интеллектуальные способности с возрастом не убывают!

Да, физические возможности с возрастам постепенно снижаются, но с интеллектуальными дело обстоит несколько иначе. Психологи Джошуа Хартсхорн из Массачусетского технологического института и Лора Джермайн из Гарвардского университета предложили 2450 добровольцам различного возраста и уровня образования пройти серию из 15 тестов. И выяснили, что почти треть задач успешнее выполняли люди старше 45 и даже 55 лет.
Молодые люди (от 18 до 35 лет) лучше справились с заданиями, требовавшими памяти и внимания.  А с математические задачи и тесты на общие знания куда легче давались участникам старше 40 лет. А лучше всего прочесть эмоции на фотографиях смогли добровольцы 43–58 лет. И наконец, тест на богатство словарного запаса показал, что максимума этот запас достигает после 55, а часто и после 65 лет – и идет на убыль лишь ближе к 80.
Таким образом можно сделать вывод о том, что быстрота и подвижность ума в молодом возрасте компенсируется опытом и уже имеющимися знаниями и навыками в зрелости.

К 40 годам человек достигает «потолка» в профессиональном развитии.

В мегаполисах у многих работающих, если только их деятельность не нацелена на процесс, а на результат, к 38-45 годам наступает кризис самоопределения. Начинает казаться, что человек упёрся в потолок». И, по мнению специалистов, единственный созидательный путь преодоления подобного кризиса — профессиональное переобучение.

Развитие технологий определяет срок, в течение которого специалист остаётся профессионалом.

Уровень компетенции людей неравномерно распределяется по возрастам. Исключения возможны в немногих профессиях.
В период между 30 и 40 годами люди активно погружены в профессию, поэтому достигают пика своего профессионализма.
В целом, возрастной диапазон распределения компетенций сильно зависит от отрасли. Если разработка ПО, где скорость изменений настолько высока, что пик профессионализма приходится на диапазон от 25 до 35 лет, потому что происходит активное изменение технологий, то в других отраслях он приходится на 40-45 лет.
Поэтому есть существенное количество людей старше 45 лет, которые считают, что ещё профессионалы в своих отраслях. По сравнению с начинающими дилетантами — да, но для требований современного рынка — уже нет! Поэтому необходимо учиться после 40 лет — человеку необходима серьёзная переподготовка, чтобы остаться профессионалом, сопоставимая с новым образованием.
Поэтому 45 — это тот возраст, когда можно и нужно осваивать новые горизонты, чтобы не оказаться на обочине профессиональной карьеры с уже невостребованными компетенциями.

Есть смысл выбрать новое направление, которое будет вам интересно, и распланировать своё будущее из расчёта:
5–7 месяцев уйдёт на обучение,
около 7–9 месяцев — на вход в новую область и выход на острие (вы сделаете это быстрее молодых за счёт имеющегося опыта и наработанных навыков!),
и примерно 5 лет неограниченного профессионального, социального и финансового роста.
Потом обычно следует либо переход на более высокий уровень — управление и бизнес, — либо опять смена направления.

Поэтому учиться после 40, 50 и даже 60 можно и нужно!

Учитесь с удовольствием в любом возрасте!

Автор: Оксана Терляева

Ещё интересные материалы: 

Арт-терапия: мода или ключ к проблемам?

Школа раннего развития — коммерческий трюк или необходимость?

Почему дети повторяют судьбы родителей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *