Как сохранить желание учиться?

Обычно изучение любого нового предмета начинается с интереса к нему, но постепенно энтузиазм уходит, и мы остаёмся один на один с купленными учебниками, скачанными приложениями, оплаченными курсами и совестью, которая неустанно бормочет о слабохарактерности, лени и никчемности её обладателя. Как избежать такой ситуации? Как сохранить желание учиться?
В этом материале рассмотрим несколько особенностей человеческой психики, которые важны при обучении.

  1. То, что принято называть «знанием предмета» состоит из трёх частей-этапов освоения нового материала: знаний, умений и навыков, которыми мы овладеваем в разные сроки.
    Знания – это теоретическая информация, которую тренированная память способна впитать достаточно быстро и в большом объёме. К примеру, выучить десяток английских неправильных глаголов школьник начальных классов способен за 15-20 минут. Но это не значит, что он сможет их применить на практике. Для этого необходимо умение.

    Умение – способность использовать полученные знания на практике. Мы все прекрасно понимаем, что теоретических знаний недостаточно, поэтому  каждая новая тема, вне зависимости от изучаемого предмета, всегда заканчивается практическими упражнениями. Именно выполнение этих упражнений позволяет действительно осознать правило. Период «осознания» у каждого индивидуален. К сожалению, без этого этапа движение вперёд невозможно, поэтому «въехать» не сейчас так через час всё равно придётся, если хотите получить результаты. Однако понимания «как это работает» для серьёзного овладения предметом тоже недостаточно, необходимы навыки.

    Навык – это умение, доведённое до «автоматизма», т.е. применение теоретических знаний на практике без акцентирования внимания. Переход умения в навык также достигается постоянной практикой. И именно «автоматическое» использование теории на практике мы традиционно считаем знанием предмета. Поэтому при изучении нового предмета есть смысл позаботиться о том, чтобы научиться пользоваться полученными знаниями в жизни.

    Кстати, забываем мы также легко, как и усваиваем: сначала теорию, которая была «недопонята», потом умения, которые «недоработали», и лишь только потом, с большим трудом,  навыки, которыми практически не пользовались.

  2. Если с получением теоретических знаний всё достаточно просто, то при выработке умений и тем более навыков, ученика всегда поджидает разочарование – его ожидания не совпадают с реальными сроками овладения материалом. Теоретический материал усвоить легко, получить умение при достаточном усердии тоже можно, а вот выведение его в навык потребует времени и терпения. Дело в том, что для выработки навыка необходим «качественный скачок» — переход количества в качество.
    Например, ребёнок учится читать, как в школе научили, по слогам: «бекает и мекает», мучая родителей, вечерами по странице в день. Вечер, два, три, пять, семь,  двадцать семь…,  а потом раз, и начинает читать словами, — происходит этот самый «качественный скачок». Причём, когда именно произойдёт переход количества в качество, предсказать невозможно, но он обязательно произойдёт, ведь терпение и труд всё перетрут.  К сожалению, многие, забывая об этом,  бросают начатое дело на половине пути.  Но все без исключения навыки именно так и формируются.

    Поэтому не ругайте себя, а поддерживайте в собственных начинаниях.

  3. Мы с детства привыкаем к потребности «быть хорошими» и остаёмся с этой зависимостью до конца своих дней. Даже если мы готовы игнорировать общественное мнение, то от собственной самооценки нам никуда не деться.  А освоение чего-то нового всегда включает в себя неизбежные ошибки и разочарования.

    Сделайте этот период наименее болезненным для своего самолюбия:
    — учитывайте вышеизложенные особенности овладения знаниями и не требуйте от себя и других чудес;
    — отмечайте все свои достижения и хвалите себя даже за минимальные успехи, — это позволит сохранить позитивное отношение к учёбе и повысит самооценку;
    — отведите определённые дни и часы для занятий новым делом и придерживайтесь их постоянно, – человек формирует привычку 40 дней, потом уже она формирует его жизнь;
    — научитесь «предвкушать» время занятий как что-то очень приятное, тогда соблазн отвлечься будет меньше;
    — награждайте себя за успехи, ведь то, что радует: конфетка, футбол или прогулка — тоже помогут получить удовольствие от учёбы.

  4. Человек – существо коллективное, поэтому выбирайте общение с теми, кто разделяет ваши увлечения или хотя бы сам с удовольствием учится чему-то новому. Именно единомышленники поддержат, разъяснят и помогут поверить в достижимость цели.

К тому же, помните, что дети учатся на поступках родителей, а не на словах, — хотите, чтобы дети научились достигать целей, научитесь делать это сами и поддержите их веру в себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *