Как полюбить немецкий на слух?

Автор: эксперт проекта Анастасия Воробьёва

«Почему понимать речь на слух так сложно? Носители языка всегда так быстро говорят?»- эти вопросы мне постоянно приходится слышать от моих студентов после прослушивания аудиоматериалов.

В ответ я говорю им, что при чтении, письме и говорении можно самому определить темп речи, можно сделать паузы и исправить ошибки, но при восприятии речи на слух мы никак не можем повлиять на этот процесс. Нам остается только слушать, анализировать в уме, запоминать услышанный материал и таким образом вникать в суть.

Чтобы научиться воспринимать немецкий на слух, нужно знать, с чем мы обычно сталкиваемся при работе с аудированием, поэтому рассмотрим в начале типичные задания для восприятия на слух:

  • диалоги (у врача, в магазине, описание дороги и т. д.),
  • дискуссии на разные темы,
  • интервью,
  • монологические тексты (объявления в супермаркете, на вокзале и т.д.),
  • аудио- и видеоматериалы (фильмы и фотоистории с аудио сопровождением).

На основе своего преподавательского опыта хочу поделиться наблюдениями: — обязательно начинайте любое аудирование с контекста, т. е. перед аудированием нужно описать картинку, связанную с будущим текстом для прослушивания, инсценировать всевозможные диалоги по этой теме, посмотреть видеоматериал сначала без звука и предположить, о чём пойдёт дальше речь.
Моим любимым способом для снятия лексических трудностей является «словарный ёжик». Прежде чем слушать текст со своими студентами, к примеру, по теме «das Wetter» (Погода) мы «накалываем» на ежовые иголки слова по теме и таким образом активируем словарный запас и вызываем определённый интерес к предстоящему аудированию:

der Schnee (снег),  kühl (прохладно), kalt (холодно), warm (тепло).

Чтобы успешно справиться с аудированием, знакомимся с его целями:

Во-первых – это глобальное понимание (понимание основной проблематики текста, т. е. при первом прослушивании не стоит вникать в детали и «цепляться» за незнакомые слова. Даже если что-то не понятно, то надо продолжать слушать дальше),

Во-вторых – это выборочное или селективное понимание (после прослушивания нужно ответить на вопросы, связанные с содержанием, соотнести информацию, выбрать «верно, неверно», восстановить хронологию событий и др.),

И в-третьих – это детальное понимание (нужно услышать какую-то определённую информацию, к примеру, время отправления поезда или стоимость кроссовок).

Чтобы достичь успеха в этом виде речевой деятельности, после прослушивания нужно обязательно проанализировать материал, потому что там представлено огромное разнообразие языковых средств, грамматических структур, присутствуют лексический пласт и фонетическая составляющая языка.
Анализ может происходить в форме обсуждения услышанного, грамматических упражнений, интервью или реконструкции продолжения истории аудирования. Желательно, чтобы задания были интересными и вызывали только положительные эмоции. На своих занятиях, к примеру, для пересказа я часто использую клубок из очень длинной ленты – студенты сидят в кружке и передают друг другу этот клубок, реконструируя при этом услышанный материал (пока клубок разматывается – не закончится и пересказ).

Для тех, кто хочет заниматься самостоятельно, рекомендую:

а) перед аудированием освежить словарный запас по теме и мысленно представить возможную беседу,

б) при первом прослушивании поставить перед собой задачу понимания главной сути текста,

в) при втором и последующих прослушиваниях постараться овладеть важнейшей информацией в зависимости от вида заданий и обратить внимание на детали,

г) на этапе тренировки слушать тексты минимум 3 раза,

д) сделать лексический и грамматический анализ после прослушивания материала.

Восприятие на слух даётся не всегда легко и быстро, но посредством многочисленных упражнений, ежедневного прослушивания аутентичного материала — песен, фильмов на немецком, общения с носителями, самостоятельной работы, поддержкой Вашего преподавателя можно достичь очень высоких результатов — верьте в себя и всё получится!

Анастасия Воробьёва

Ещё интересные материалы:

Как просто взять и заговорить на немецком?

Как сдать экзамен по немецкому без стресса?

Как стать мастером по запоминанию немецких слов?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *