Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
На столе 2 стакана. Один из них выполнен из плотного стекла. На нём нет украшений. Это обычный стеклянный стакан. Второй — хрустальный. Его украшают тонкие узоры. Когда его касаешься, чувствуешь рельеф граней. А еще солнце отражается в нём разноцветными бликами. Вам из какого захотелось выпить воды?
В моих руках 2 подарка. В одном популярный и не очень дорогой девайс, который подключается к интернету и с которым можно разговаривать. В другом — коробка с хрустальной вазой. Хрупкая, изящная, с узорами по периметру, немного тяжелая, но сама по себе привлекает внимание. Какой подарок оставить для Вас?
После выставки в Национальном художественном музее в обоих случаях я выберу только хрусталь. Нет, нет, не уговаривайте меня, что хрусталь может разбиться и будет жалко. И не стоит мне объяснять, что говорящий бот — это прикольно и, может быть, даже полезно. Я абсолютно осознанно отдаю предпочтение этой прозрачной хрупкой роскоши. Я давно готовилась и хочу сказать вам это….
Хрусталь — это повод для гордости.
А Вы знали, что во время раскопок в древнем Новгороде (он же наш Новогрудок) археолог Ф.Д. Гуревич находила большое количество стеклянных браслетов, которых было так много, что даже не вели их учёт? Там же был найден сдвоенный резной бокал полихромного стекла, осколки половины которого разлетелись по миру, а вторую половину можно увидеть в Эрмитаже. Это всё к тому, что традиции стекловарения были развиты на нашей территории уже в 3-м веке, именно этим периодом датировали находку учёные. «Собственно и что? — спросите Вы. А я скажу, что это доказательство развития культуры. Пока одни нации в это время пытались где-то осесть и гордятся королями, существование которых фактами не подтверждено, у других (т.е. у наших предков) была настолько высоко развита культура, что они позволяли себе делать уникальные вещи из стекла. А год Исторической памяти — это отличный повод вспомнить о том, чем мы можем гордиться.

В Национальном художественном музее РБ
Без песка не получится хрусталя.
И не только он нужен для производства хрусталя. Еще нужно добавить сурик, мышьяк, борную кислоту и другие элементы химической таблицы, чтобы получить шихту (т.е смесь ингредиентов). Как раз из неё и получается стекломасса.
Хрусталь – это магия огня.
Без огня невозможно изготовить этот материал. Шихту (визуально напоминает муку) засыпают в печь, добавляют туда бой (осколки стекла) и варят в особой печке. Если она зажигается впервые, то ее нужно разогревать как минимум 2 недели перед тем, как оттуда будут извлекать стекломассу для изделий. Когда она будет готова к работе, то в ней нужно постоянно поддерживать температуру и следить за уровнем шихты. Контролем состояния печки занимается стекловар на хрустальном заводе. Температура больше 2000 градусов в варочной части, 1400 — 1500 градусов — в рабочей.
«Огонь есть. А где магия? — вежливо уточните Вы.
Магия начинается в руках выдувальщиков. Именно эти люди, (которые для не посвященных выглядят, как просто рабочие на заводе), являются теми, кто превращает стекломассу из печи в НЕЧТО. Если это масса для хрусталя и бесцветного стекла, то она будет немного желтоватая, густая, чем-то напоминающая желе. Опасно горячая. Её выдувальщики набирают трубочкой (определенно чем-то напоминает волшебную палочку), а дальше придают массе форму. Некоторым выдувальщикам приходится раздувать предметы ртом, а кому-то использовать специальную «грушу». Через какое-то время в руках мастеров появляются вазы или части бокала. Настоящая магия!
1 хрустальный бокал делают минимум 10 человек вручную.
Мы с Вами на хрустальном заводе. Чувствуете, как жарко? Правильно, мы у печи. Сейчас наборщица достанет из печи и принесёт стекломассу. Выдувальщик берет длинную трубочку, прогревает её в печи, затем обмакивает в специальный раствор и достаёт стекломассу. Накручивает её на трубочку. Получилось что-то бесформенное? Всё нормально. Дальше он опускает этот материал в вакуум для вытягивания ножки. После этого он раздувает его, переносит и опускает ее в чистовую форму специально для бокалов. Вот теперь это выглядит как фужер.
Дальше к работе подключается отдельщик. Этот специалист приделывает пятачок. Для этого он наматывает на кончик ножки стекло, раскатывает его, а затем отбивает. Всё делается вручную.
На следующем этапе укладчица переносит бокал в лер (еще одна печь) для обжига. А затем еще один работник снимает его с лера спустя 2-3 часа, чтобы обрезать и оплавить края. Этот участок обработки называется «Шайба». На специальном станке мастер обрезает края бокала, затем их оплавляет и затапливает, чтобы будущее изделие было приятным и безопасным наощупь.
Идём дальше и попадаем на сортировку. Сюда спешит специалист отдела контроля качества. Он проверяет диаметр, толщину стекла и что-то списывает в брак. У нас всё ок и изделие отправляется к следующему специалисту на «Алмаз».

За алмазным кругом сидит мастер, который будет нарезать рисунок на бокале. Но вначале еще один сотрудник завода — разметчица — нанесёт рисунок на бокал. Когда всё готово, мастер за алмазным кругом берет будущий бокал и наклоняет его, прижимает, переворачивает его, чтобы вырезать то, что нанесла разметчица. Работа на «Алмазе» сложная, потому что нужно точно попасть в рисунок, не прорезать тонкий хрусталь и сделать всё очень аккуратно и в срок.
Думаете это всё?
Нет. Далее идем на полировку, где нас встречает еще один человек. Он опускает изделие в емкость с кислотой. Бокал становится светлым. После этого его промывают и он готов к отправке на упаковку. Но нет!
Сейчас снова приходит еще один специалист из отдела контроля качества и проверяет всё на соответствие стандартам. Вот теперь, когда контроль качества «дал добро», мы отправляемся на упаковку.

Здесь еще один работник встречает нас со стикерами и коробками. Всё! Бокал готов к отправке к потребителю.
Итого, получается, что производство 1 бокала — это минимум 10 человек, через руки которых проходит изделие . Это ручной труд, хотя сейчас, наверное, правильнее говорить «hand made», чтобы придать значимости. Стойте! Я не добавила еще тех, кто готовит шихту и следит за температурой печи. Получается, что еще больше!
Я держу в руках бокал, а за ним стоят:
— стекловары, готовящие печь и стекломассу для будущего стекла или хрусталя;
— выдувальщики, работающие в условиях серьезной жары;
— рабочие (наборщики, отдельщики, укладчики, съемщики, разметчики, сортировщики, упаковщики), чьи руки знают, что делать;
— мастера на «Шайбе», «Алмазе», «Полировке»;
— контролеры качества.
Бокал не получился бы без их мастерства, трудолюбия, фантазии и ответственности за то, что они делают. Это восхищает. Я держу в руках предмет, в которой люди вложили свою энергию. Они хотели, чтобы я оценила их результат труда. И я это делаю. Искренняя благодарность всем мастерам и рабочим за то, что вы создаёте великолепные предметы. Для меня – это радость пользоваться хрустальными предметами. Они создают красоту и настроение одним своим присутствием. С ними нужно обращаться аккуратно, но как раз это напоминает мне о том, как много людей вложили своё время и усилия, чтобы я держала в руках эти маленькие произведения искусства. Я ценю, что вы делаете для нашей культуры. В ваших руках продолжают жить древние традиции белорусского стеклоделия. Спасибо вам!
Ещё интересные материалы:
![]() |
Профориентация: я гончар |
|
![]() |
|
|
![]() |
Лозоплетение — это доступное ремесло |
Чудесный рассказ: как будто побывала с Вами на экскурсии. Очень люблю пить именно со стеклянных стаканов)