Автор: эксперт проекта Светлана Иванюшина
Ни для кого не секрет, что родительское собрание давно стало поводом для шуток, анекдотов, демотиваторов. Например: «Родительское собрание: вход свободный, выход платный», или: «Раньше родительских собраний боялись дети, а теперь родители». Однако так ли это страшно на самом деле? Я проводила родительские собрания не менее 20 раз до того, как сама стала его участником в качестве родителя. И хочу в этом материале поделиться своим опытом проведения таких родительских собраний, на которые родители ходят с удовольствием.
Своё первое родительское в жизни собрание учитель проводит, начитавшись советов и сценариев в интернете, но опираться на какой-либо опыт или практику ему не приходится (в колледжах и ВУЗах этот вопрос рассматривается лишь теоретически, а в роли родителя редко кто бывал на данном мероприятии в силу возраста). Поэтому всё идёт по принципу «проб и ошибок».
Я, идя на своё первое родительское собрание, понимала, что мне необходимо представиться, объяснить свои требования, поделиться какой-то теоретической информацией и рассказать об организации дальнейшего учебного процесса. Я шла на первое собрание не в первый, а в третий класс, где родители уже знали друг друга, плюсом было и то, что я была лишь учителем – вела учебные предметы в начальной школе, а классным руководителем был хореограф (класс был профильный), но на этом мои условные преимущества и заканчивались. И без «наступания на грабли»тоже не обошлось.
Это потом, присутствуя на родительских собраниях в качестве мамы, я поняла, что большинство молодых педагогов идут по одному и тому же шаблону: испуганно представляются, затем (часто сумбурно) пытаются что-то рассказать о себе и планах на год. А значит, молодым педагогам не хватает готовых лайфхаков: как начать собрание так, чтобы далее было легко выстроить продуктивный диалог. Заметьте, эти выводы я сделала только тогда, когда побывала на собраниях в качестве родителя. Буду рада, если мои наработки помогут классным руководителям превратить родительское собрание из пытки в увлекательное мероприятие.
Лайфхак №1: детские игры.
Да-да, именно детские игры помогут родителям снять с себя завесу напряжённости после тяжёлого рабочего дня, раскрепоститься, немного познакомиться, настроиться на единый рабочий лад. А для учителя – это способ борьбы со стрессом и вступления в коллектив родителей в качестве единомышленника. Какие игры можно использовать? Те, которые помогут задействовать всех одновременно или по очереди, не отнимут больше 2 минут времени, не вызовут агрессии.
Например: «Поменяйтесь местами те, кто…» Все родители становятся в круг, учитель – ведущий – в центре круга. Он предлагает поменяться местами тех, кто соответствует названному признаку (кого зовут Анна, у кого двое детей, кто пьёт утром кофе и т.д.). Признаки эти можно заранее продумать (изучив анкеты, которые заполняли родители при приёме ребёнка в школу) или это могут быть спонтанно названные события (тогда учитель может стать активным участником игры и суть игры уже сводится не просто к тому, что надо поменяться местами, а к тому, что педагог занимает чьё-то освободившееся место, а тот, кому места не хватило, придумывает новый признак).
Ещё одна игра – «Ладушки по кругу». Позволяет включиться в общее дело, выработать единый ритм, настроить с помощью тактильного контакта родителей на работу не просто как отдельно взятые единицы, а как одну команду. Принцип игры – все становятся в 2 круга лицом друг к другу. Учитель ведёт счёт, все под счёт выполняют хлопки. 1 – хлопок в ладоши, 2 – касание правой ладонью правой ладони человека напротив, 3 – хлопок, 4 – соединяем левые ладони, 5 – хлопок, 6 – соединяем обе ладони, 7-8 – внешний круг делает шаг против часовой стрелки. Игра продолжается с ускорением ритма до той поры, пока не закончится круг (как вариант – пока не собьются). Важно поле игры сделать вывод-резюме: мы играли не просто так! Спросите у родителей, комфортно ли им было, зависел ли результат игры только от них или важно было участие каждого.
Третья простая детская игра – «Слон, тостер, пальма». Все становятся в круг, учитель объясняет, как выполнить фигуры из названия игры (слон – центральный человек показывает с помощью рук хобот, а те, кто справа или слева от него – показывают уши; тостер – центральный подпрыгивает, правый и левый смыкают руки вокруг него; пальма – центральный поднимает руки вверх, правый и левый – наклоняют поднятые руки в свою сторону). Учитель, вращаясь внутри круга, указывает рукой на центрального, остальные должны быстро сообразить и выполнить указанный элемент. Скорость увеличивается. И здесь мы подводим итог о важности совместной работы.
Для чего это надо учителю – уже понятно из описанного выше. Стоит ли родителям участвовать во всём этом? А почему нет? Неужели им так часто приходится играть? Неужели они не хотят расслабиться и, возможно, даже окунуться в детство, в беззаботность? Это шанс выйти из панциря напряжённости и почувствовать силу взаимодействия. А ещё — совместное творчество (пусть и в форме игры), всегда сближает людей. А что может быть лучше сплочённого родительского коллектива? Поэтому не стесняйтесь предлагать игры. Это важный методический приём по сплочению коллектива родителей!
Лайфхак №2. Теоретические сведения.
Каждый раз, готовясь к собранию, учитель выбирает ту или иную тему. И здесь снова можно встретиться с подводными камнями.
1) Излишняя теоретизированность. В ходе подготовки учитель настолько «вник» в тему, что нашёл очень много интересного, познавательного и, безусловно, полезного материала. Но родители, уставшие после работы, не могут уже быть пассивными слушателями, поэтому информация, так тщательно подобранная, как говорится, «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Поэтому предлагаю самые важные и интересные сведения подавать тезисно, демонстрируя ключевые моменты на презентации, например, а полезные советы для родителей оформить на бумаге (буклет, памятка) и раздать родителям. Другим выходом из ситуации будет активизация самих родителей: предложите им рассмотреть вопрос в группах, записав, например, положительные и отрицательные стороны исследуемого явления, нарисовав «портрет» того, что вы изучаете, составив кластер и т.д.
2) Отстранённость теории от потребностей родителей. Очень важно быть внимательными при подборе темы, наблюдать за интересами детей, выявлять те направления, которые, действительно, нуждаются в проработке. И, подбирая материал, опираться не на эфемерные данные статистики других стран, а на коллектив учеников и родителей класса. В этом помогут анкетирование, детские рисунки (например, рисунок семьи, друзей), анализ контрольных работ. Главное: подводя итоги тех или иных анкет, контрольных, не переходите на личности. Важно анализировать работу, а не ребёнка (на собрании присутствуют и другие родители, сравнение Васи и Маши – неэтичный способ его организации).
Лайфхак №3. Выстраивания диалога опирайтесь на опыт и ассоциации самих родителей.
Подойдут для реализации этого подхода картинки-ассоциации. Например, рисунок поролоновой губки: как он связан с вопросом воспитания? Здесь можно не только говорить, но и проводить эксперименты, разлив в баночки краски разных цветов и подписав их, используя те теоретические моменты, на которые хотелось бы сделать акцент. Например, краски будут иметь подписи: «домашнее воспитание», «воздействие школы», «воздействие улицы». И далее родители сами в ходе эксперимента убеждаются, что сколько бы они не вливали своей краски, краски из других банок всё же меняют тот цвет, который приобретает губка после взаимодействия с другими аспектами-цветами. И здесь не обязательно дать готовые рецепты, можно выработать их совместно. Картинок ассоциаций может быть много: яйцо, чемодан, тетрадь, краски…
Лайфхак №4. Выбор родительского комитета.
Обычно этот вопрос болезненный, не все родители «рвутся» в родком. Превратите и эту миссию в игру. Например, если вы уже использовали приём «Поменяйтесь местами» в ходе начала собрания, значит, родители уже немного друг о друге знают. Раздайте им листочки, где записаны некоторые из тех аспектов, которые рассматривались в стартовой игре. И предложите за 2 минуты собрать как можно больше подписей под этими пунктами. Подписываться может тот, кто, действительно, соответствует указанной записи (например, любит танцевать, знает больше 3 языков и т.д.). По истечении времени попросите подсчитать количество автографов. И поздравьте победителей, вручив им грамоты почётного члена родительского комитета. Можно упростить всё по принципу: сообщить, что первый родительский комитет у нас будет состоять из тех, кто родился, например, зимой (до этого поиграть в игру «Встаньте те, кто…» и проверить достаточное ли количество родителей соответствует выбранному аспекту).
Лайфхак №5. Что бы вы не обсуждали во время собрания, заканчивайте его на позитивной ноте.
Это могут быть вредные советы Г.Остера, касающиеся темы собрания, конфетки с пожеланиями, благодарности. Это могут быть грамоты или благодарности родителям за помощь, активную работу. А ещё отличным средством является видеоролик с фото- и видеозарисовками об учебной жизни их детей. Или детские подарочки для родителей, сделанные своими руками. Люблю приём «Ладошка», довольно популярный среди педагогов. Предложите родителям поднять вверх одну руку, а затем совершить ей одной громкий хлопок. Не получилось? Тогда подойдите к каждому и предложите хлопнуть этой же рукой по вашей ладони. Подведите итог: только с помощью взаимодействия можно достичь желаемых результатов!
И помните: искренняя улыбка – ключик к сердцам. Дарите её другим, и она вернётся к вам!
Ещё интересные материалы:
Как подготовить ребенка к школе? |
|
Первый класс — он трудный самый. |
|
Деньги и дети: учим управлять финансами с малых лет.
|