О том, насколько коснулась автоматизация образовательного процесса и возможна ли вообще полная замена учителей роботами, размышляем вместе с Алесей Тройчук.
На протяжении многих лет учёных волновал вопрос: смогут ли технологии полностью заменить человека? В 2008 году лауреаты Нобелевской премии Э. Рот, Д. Асемоглу, А. Дитон опубликовали книгу «Через 100 лет. Ведущие экономисты предсказывают будущее», в которой предположили о вымирании таких профессий, как кассир, водитель, конвейерный работник. Сегодня эксперты бьют тревогу по поводу внедрения технологий в образование и замены преподавателей роботами. Исчезнет ли профессия учителя через 20 лет, станут роботы другом или врагом человека? Предлагаю рассмотреть все «за» и «против» в данной статье.
Многофункциональное устройство
По некоторым параметрам роботы превосходят человека. В них встраивается программа, благодаря которой машины выполняют множество задач: обучают детей математике, преподают иностранные языки и развивают навыки чтения и письма. Так, в Южной Корее 1 робот заменяет 5 преподавателей и выполняет работу быстрее и эффективнее, чем среднестатистический учитель. По результатам тестов такие технологии определяют способности учеников и дают дополнительные задания наиболее талантливым.
Помощники в обучении детей с особенностями
Огромное преимущество роботов – способность обучать детей с ограниченными возможностями. Например, в Америке, где число детей с аутизмом увеличивается каждый год, в школах используют человекоподобных роботов. По словам разработчиков, при помощи таких машин дети учатся общаться. Они не боятся критики или осуждения и воспринимают роботов как игрушку. Профессор психологии из университета Нью-Йорка Эрнесто Ферран говорит, что людям в переходном возрасте также легче ладить с роботами, чем с людьми. В это время дети очень уязвимы, и неправильная реакция со стороны взрослого может задеть ребёнка.
Экономия времени
Теперь не нужно тратить много времени на проверку домашнего задания, присутствующих в классе или заполнение журнала. Благодаря умным машинам монотонная работа учителей автоматизируется и у них остаётся больше времени на обучение. К тому же, в некоторых школах учителям вовсе не обязательно приходить на работу. В роботов встроена функции «телеприсутствия». Преподаватель может общаться с учениками из любой точки мира в виртуальной реальности. При помощи датчиков, которые расположены на дисплее умного устройства, дети могут передавать свои ощущения.
Неэмоциональные существа
Если говорить о недостатках роботов, то один из главных — невозможность передавать эмоции и чувства. Как бы хорошо вы не рассказывали стихотворение наизусть, роботы не оценят стараний. Единственное, что они смогут, — это сравнить ответ ученика с запрограммированным и выставить отметки. Однако, некоторые компании по разработке умных устройств преуспели в этом направлении. Французский Aldebaran создал робота, который может общаться с детьми и распознавать их настроение. Учёные из университета Токио разработали машину с 6 основными эмоциями и изменяющейся мимикой. Несмотря на достижения, разработчики говорят, что программа даёт сбой, когда дело касается креативности, фантазии и критического мышления.
Человеку нужен человек
Внедрение роботов в школы – явление новое, и некоторым ученикам сложно привыкнуть к «современному учителю». При общении детей с настоящим преподавателем устанавливается связь «ученик-учитель», а также возникают отношения доверия, уважения к старшему и более опытному человеку. С роботами всё по-другому. Некоторые считают их лишь устройствами для передачи информации и могут пропускать занятия, быть невнимательными на уроках и нарушать дисциплину. Психологи говорят, что детям важно иметь пример для подражания в лице человека. Если ребёнок в младшей школе оказывается наедине с роботом, он не получает необходимых эмоций, и это может повлиять на навыки общения в будущем.
Сокращение рабочих мест
В Америке, Китае, Гонконге и Сингапуре роботы уже составляют конкуренцию учителям. Школам выгодно использовать электронных помощников, потому что время их работы не ограничено, нужно лишь вовремя подзаряжать батарею. За счёт них эффективность работы школ увеличивается, но положение учителей ухудшается. Российский учёный Андрей Коротаев считает, что «искусственный интеллект заменит человеческий в ближайшие 30 лет». Это означает, что профессия учителя может исчезнуть и возникнет новая проблема — массовая безработица.
Сегодня сложно сказать, как будут развиваться технологии и насколько близко мы впустим их в свою жизнь. Пока ясно одно: умные устройства не заменяют преподавателей, но являются отличным инструментом, который помогает обучать детей быстрее. Футуристы говорят об исчезновении человечества как вида и замене его роботами, но только будущее покажет, кто возьмёт верх.
Ещё интересные материалы:
![]() |
Программирование — это просто |
![]() |
Онлайн инструменты современного учителя |
![]() |
Три тренда современного обучения |