Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович.
Хороший учитель должен обязательно обладать некоторыми качествами и навыками врача, а также психолога. Дело в том, что преподаватель, так же как и врач, наблюдает студента на протяжении определенного периода, и он, так же как и психолог, изучает эмоциональное состояние и помогает побороть внутренние страхи. Познавательная деятельность тесно связана с нашим физическим и эмоциональным здоровьем. Поэтому преподаватель, как врач или психолог, должен постоянно наблюдать за состоянием своего «пациента», чтобы в нужный момент предложить ему прекратить употребление знаний или, наоборот, увеличить дозировку. Как определить, когда нужно делать паузу в занятиях, как выбрать интенсивность обучающего курса и как понять, когда нужно что-то менять в учебном процессе, расскажу с примерами из собственного опыта.
Когда наступает «передозировка знаний»?
Каждый студент приходит к преподавателю, чтобы достичь своей цели. В последнее время самым большим спросом пользуется изучение языка в краткие сроки. Если раньше многие учили язык, чтобы поменять что-то в жизни или для путешествий, то теперь все чаще студенты приходят с четкими запросами и дедлайном. Языковые школы только рады таким клиентам, ведь они охотно раскупают интенсивные и супер-интенсивные курсы. Я скажу честно, что такое обучение имеет не только свои положительные моменты, но и большой список противопоказаний, а также побочных эффектов. На протяжении последних двух лет я вела курсы по изучению английского языка продолжительностью как 6, так и 4 месяца. Самым экстремальным вариантом был 4-месячный курс, во время которого нам удалось пройти 2 уровня.
Как показала практика, такие интенсивные варианты работают, но:
— У вас должна быть маленькая группа , состоящая из единомышленников или обучение должно быть индивидуальным. Хочу здесь подчеркнуть важность слова «единомышленники» для группы. Когда ставки очень высоки, нужно заниматься в кругу тех, кто разделяет твои ценности и убеждения, чтобы не терять время на объяснения и лишние реверансы.
— Вы должны доверять на 100% вашему преподавателю.
— Ваш преподаватель должен быть профессионалом и знать/уметь/практиковать обучение на краткосрочных курсах.
— Вы должны быть и морально и физически готовы к большим нагрузкам.
— Вы должны быть готовы работать не только в классе, но и дома (столько, сколько понадобится для достижения результата).
Самое сложное во время краткосрочного обучения – это «не переесть» знаний. Когда слишком большие нагрузки, ответственность и плюс ко всему еще огромное желание достичь цели, то шанс, что курс не сработает, очень высок. Хочу обратить внимание на мотивацию. Когда мы ставим себе супер-цель, которую надо достичь во чтобы то ни стало, и начинаем себя нагружать, как будто мы готовимся к Олимпийским играм, то в какой-то момент наша психика сдастся. Студенты с мега-мотивацией очень сильно страдают эмоционально. Если им не удается выплеснуть эмоции и ослабить напряжение, то они начинают болеть. Это, кстати, касается всех сфер жизни. Вы замечали, что как только вы намечаете себе план и идете по нему, как олимпиец с флагом, то обязательно в вашей жизни появятся непредвиденные обстоятельства, которые поменяют все ваши планы. Поэтому рекомендую студентам: «Снимите важность с вашей цели. Делайте все в свое удовольствие. Слушайте свой организм». Преподавателям я бы посоветовала очень внимательно следить за нагрузкой, которую вы даете студентам. У врачей есть такое правило: «Не навреди». Педагоги должны им тоже руководствоваться. Многие ответственные ученики будут делать все, что вы даете, а если они еще и перфекционисты, то могут довести себя до изнеможения.
Как выбрать оптимальную интенсивность занятий?
Среди учеников и учителей есть стереотип: «Чем больше — тем лучше». Им, кстати, охотно пользуются языковые школы. Выше я говорила о том, что высокая нагрузка может сыграть с вами злую шутку. При выборе интенсивности я бы посоветовала задать себе 2 вопроса:
1) Для чего я прохожу обучение?
2) Сколько времени у меня есть на обучение?
Ответы интерпретировать стоит так: если у вас нет горящего дедлайна, например, в виде надвигающегося экзамена или интервью, то выбирайте такой вариант, который позволит вам учиться в удовольствие.
В этом году я отметила для себя, что очень хорошо сработали учебные программы с занятиями 1 раз в неделю. Я очень скептически относилась к таким курсам, потому что тоже считала, что чем больше — тем лучше. Но оказалось, что когда у студентов занятия 3 раза в неделю, то энтузиазм и силы начинают покидать уже после 3 месяца обучения. Даже если вы такой же креативный преподаватель с постоянным желанием вносить разнообразие в уроки, как и я, то все равно в какой-то момент вы заметите, что студенты устали. Я всегда ставлю себя на место обучающегося и представляю, как мне было бы тяжело заставлять себя ходить на курсы, как на работу. Преподаватель может быть великолепен, и уроки могут быть очень интересными, но есть независимые факторы, которые влияют на обучение. У всех, помимо занятий иностранным языком, есть работа, семья, свои личные переживания.
Занятия 1 раз в неделю индивидуально или в группе, на мое удивление, оказались самыми эффективными. Думаю, что мысли у студента работают так: сегодня у меня любимый английский, пойду и позанимаюсь. Я готов полностью погрузиться в английский, ведь он у меня только в этот день».
Когда нужно прекратить занятия?
Еще один стереотип: «Весной уже всем не до занятий». Я думаю, что он отчасти является правдивым. Я уже много лет замечаю у белорусов тенденцию в апреле и мае снижать себе нагрузку. Если у вас обучение началось в начале учебного года, то к весне «доживают» не все студенты по выше описанным причинам. Не знаю, что у нас происходит в голове, но такое чувство, что мы сами себя запрограммировали, что весной уже очень сложно сидеть за книгами. В таких случаях нужно выходить из класса и проводить уроки нестандартно.
Но, вообще, всем своим студентам я всегда честно говорю, что если вы чувствуете, что у вас уже нет сил ходить на английский, если есть другие обстоятельства, которые требуют вашего внимания, то делайте паузу. Когда ты активно заставляешь себя что-то делать, то должного результата не будет. Лично у меня постоянно срабатывает внутренний регулятор: как только я начинаю принуждать себя выполнять что-то и не вкладываю в это любовь и энтузиазм, то подсознание обязательно находит способ, как избавиться от этого. Самый банальный «путь избавления»: взять и заболеть.
Поэтому в сотый раз скажу: учиться нужно только по любви, только с удовольствием и только с хорошим преподавателем, которому доверяешь.
Желаю всем продуктивных занятий и теплой весны!
Ещё интересные материалы:
Летняя языковая авантюра с пользой |
|
Как заговорить по-английски самостоятельно? |
|
Мой английский роман |