Зачем задавать вопросы самому себе или людям вокруг?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Освоение мира началось с вопросов. То, что у нас есть сейчас, — это результат поиска ответов на вопросы « А что там?», «А что будет, если…?». Если бы человек не задавал вопросы, то он бы никогда не открыл континенты, химическую таблицу элементов, не узнал бы разницу между культурами людей,  как устроен человек и  этот мир вокруг. Вопросы – это топливо развития.  Задавать вопросы —  значит открывать для себя новую грань мира.

Хотя сейчас информации  вокруг очень много и ответы на вопросы получить очень легко, это не помогает человеку развиваться очень быстро. Мы спрашиваем и мгновенно получаем ответ, принимая на веру то, что  нам предлагают. Мы просто пользуемся готовым продуктом.  Мы редко становимся исследователями. Зато куда чаще —  потребителями.

Задавать вопросы и учиться искать ответы на них  —  нужный навык 21 века. Его, как и многое другое, нужно тренировать. Нашим читателям мы хотим предложить несколько способов, как использовать  вопросы. Идеи будут полезны в учебном процессе,  личной жизни  и на работе.

Для учеников:
— Какое бы задание Вы ни дали, проверяйте понимание, с помощью вопросов. Задавайте своим ученикам вопросы, чтобы уточнить, правильно ли они поняли, что и как нужно делать, что должно получиться в результате. Проверка понимания увеличит успешность выполнения задания учеником и поможет сделать процесс обучения более прозрачным. Кстати, эта техника может быть применима и в любой жизненной ситуации.  Попробуйте после объяснение чего-то важного, задавать вопросы собеседникам. Вы увидите, что не всегда Вас слушают внимательно, а вопросы помогут обратить внимание.

— Задавайте ученикам больше открытых вопросов на уроке. Открытые вопросы – те, которые требуют расширенного ответа. Закрытые подразумевают ответ «да» или «нет».

—  Ставьте ключевой вопрос в начале урока. Пусть это будет целью занятия найти ответ на  этот вопрос. В конце встречи задайте Ваш ключевой вопрос снова и попросите учеников дать ответ, исходя из тех знаний, которые они получили на уроке.
Прием «Ключевой вопрос» используется в рамках стратегии активной оценки (система беларуских учителей). Найти больше информации  можно здесь.
Пример ключевого вопроса к уроку истории:
Почему ВКЛ распалось?
К уроку  математики:
Какая формула поможет заполнить налоговую декларацию в будущем?
К уроку английского:
Зачем нужен Present Perfect?

—  Просите учеников задавать вопросы в рамках учебного материала. Если Вы преподаете иностранный язык, то умение задавать вопросы связано с тренировкой грамматического навыка. Но также можно вывести это умение в сферу развития социо-культурных компетенций учащихся. Предложите своим ученикам задание:  представьте, что Вы в банке. Какие 3 вопроса можно задать в этой ситуации. Подбирайте интересные кейсы и просите учеников придумывать вопросы.

Если Вы преподаете предметы, в которых ученики должны работать с большими объемами информации, то умение задавать вопросы – это то, на что Вам можно смело опираться. Давайте своим ученикам задание создавать вопросы по теме  и затем обмениваться ими друг с другом. Поощряйте учеников спрашивать. Придумывайте вопросы вместе с ними, выстраивая логическую цепочку.

Здесь можно прочитать дополнительно про вопросы в учебно-воспитательном процессе.

Для жизни:
Заведите привычку задавать уточняющие вопросы. В любой ситуации, если у Вас что-то вызывает сомнение, — спрашивайте. Интуиция человека —  великая вещь. Главное, не бойтесь, что будете выглядеть глупо из-за своих вопросов. Какой вопрос Вы бы ни задали, это Ваше право на познание.

В соцсетях эта привычка поможет Вам лучше понять собеседника. Если Вы читаете комментарий, и он у Вас вызывает сомнение/раздражение, дайте себе возможность переключить своё внимание на другой объект. Через какое-то время вернитесь, перечитайте, попробуйте понять, что своей фразой хотел донести собеседник и задайте вопрос. Если захотите.
Пример вопроса: «Я правильно понимаю, что Вы сейчас пытаетесь обесценить мой опыт?» или «Вы заметили только это в данной ситуации?» или «Что будет, если посмотреть на всё с другой позиции?».

Для себя:
Метод «5 почему»:
Ответы на жизненные вопросы можно найти самому с помощью вопросов. Попробуйте метод «5 почему». Принцип: задавайте себе вопрос «почему»,  опираясь на собственный ответ. Отвечайте быстро.
Примеры:

Ситуация 1: Вам кажется, что Вашему коллегу дают больше бонусов, чем Вам. Вас это злит. Начните задавать вопросы.

Почему он, а не я?
Ваш возможный ответ: Потому что он умеет это делать лучше.
Почему он умеет это делать лучше?
У него больше опыта, и он постоянно учится.
Почему у него больше опыта?
По тому что он не отказывается даже от небольших заданий.
Почему он от них не отказывается?
Хочет стать супер специалистом и много зарабатывать.

Делайте вывод: Вашему коллеге дают больше бонусов, потому что он больше работает над собой. Если Вы хотите получить тоже самое, почему бы не попробовать сделать тоже самое?

Ситуация 2:

Почему я не могу похудеть?
Потому что много ем и не занимаюсь спортом.
Почему я много ем и не занимаюсь?
Потому что очень устаю и у меня нет сил.
Почему я устаю?
Потому что помогаю всем, кто попросит.
Почему я помогаю всем, кто попросит?
Потому что так делают хорошие люди, а я хочу быть хорошей.
Почему я хочу быть хорошей?
Чтобы меня любили.
Почему я хочу, чтобы меня любили?
Чтобы обо мне заботились и у меня было время для отдыха и занятий собой.

А что мешает начать самой заботиться о себе? Остальные подтянутся.

Задавайте больше вопросов себе и людям вокруг. Тот, кто спрашивает, получает ответ. Не всегда, ответ придёт мгновенно, но Вы его получите, и это ответ именно на Вашу ситуацию, а не общий для всех, сгенерированный системой. Пробуйте!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 Сторителлинг на уроках английского языка

Выход из зоны комфорта или бинарные уроки в моей практике

Когда «Фрэнк и Опи» —  упражнение на развитие мышления 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *