Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Каждому из нас нужно чему-то учиться. Регулярно. Это важно для здоровой жизни. Как только человек перестаёт учиться новому, он перестаёт развиваться. То, что не развивается, – деградирует и быстро умирает.
С возрастом учиться чему-то сложнее, потому что мы становимся ленивее. У нас уже есть привычный уклад жизни и крепко сформированная система убеждений и ценностей. Когда ты учишься, ты спускаешься на самый низ социальной иерархии в выбранной области, выходя из зоны комфорта. Среднестатический взрослый человек этого не хочет. А учиться нужно. Поэтому вопрос «Как сформировать навык» оказывается очень актуальным для тех, кто уже сдал свой студенческий билет и не готов посвящать всё своё время учёбе.
Во-первых, нужно определиться с формулировкой. Выберите для себя наиболее приемлемый вариант: «Я хочу добиться…»/ «Мне интересно научиться….»/ «Я хочу узнать…»/ «Я хочу попробовать…». От Вашего выбора будет зависеть дальнейшая стратегия.
Фразы «Я хочу узнать…»/ «Я хочу попробовать…» поведут Вас по пути исследователя, человека, которому любопытно попробовать что-то новое. Это приятные тропы, потому что они не требует от идущего каких-то осязаемых результатов. Здесь важны эмоции, ощущения, опыт. Во многих ситуациях такой выбор пути оправдывает себя. Например, когда Вы никогда в жизни не играли на скрипке, а потом вдруг Вам пришло в голову научиться это делать, выберите сначала путь исследователя-экспериментатора и разрешите себе попробовать. Не ставьте перед собой никаких планов, целей и задач. Если для Вас всё сложится удачно, Вы сможете выбрать уже другую стратегию. А если это не Ваше, то Вы останетесь с чувством удовлетворения, ведь Вы изначально хотели лишь попробовать и, значит, никакого разочарования и самобичевания не будет.
Если Вы выбираете стратегию «Мне интересно научиться….», то Вам пригодится следующий совет. Идя этим путём, каждый раз ставьте для себя вместо многоточия реалистичные посильные задачи. Приведу личный пример. Я хочу научиться играть на пианино. Я выбрала для себя стратегию «Мне интересно научиться…». Вместо многоточия я мысленно пишу для себя мелодии, которые планирую выучить. Я нахожу видеоуроки на ютюбе и ставлю себе задачу разучить мелодии. Таким образом я освоила уже 4 коротеньких композиции. При этом мои руки стали куда более уверенными, и я стала лучше различать ноты. Я довольна, ведь я играю на пианино.
Стратегия «Мне интересно научиться…» работает за счет того, что Вы опираетесь на свой интерес и вовлеченность. Вы не давите себя чрезмерной нагрузкой и дедлайнами. Вы ставите себе задачи и, выполняя их, укрепляете своё чувство уверенности и тренируете свой навык. Это мягкий и эффективный метод.
Вариант «Я хочу добиться…» ориентирован на тех, кому надо. Стратегия даёт отличный результат, но при 1 условии: честность с собой. Вы должны регулярно проверять себя, что Вы трудолюбиво шаг за шагом оттачиваете свой навык и будете это делать столько, сколько на это потребуется.
Стратегия формирования навыка, которую Вы выбирали выше, – это как название корабля: важно и от него зависит то, как Вы «поплывёте».
Следующий этап – подготовить всё необходимое. Здесь всё зависит от желаемого навыка. Кому-то может пригодиться синтезатор, кисточки и краски, учебник по английскому, а кому-то лобзик или миксер с соответствующей кухонной утварью. Воспользуйтесь следующим советом, если желаемый навык – это что-то совсем новое для Вас. Лучше начинать с чего-то простого и даже любительского. Это к тому, что совсем не обязательно бросаться и покупать сразу супер снаряжение для первых шагов на лыжах, дорогие инструменты для обучения музыки или разрекламированный видеокурс для занятий йогой. Найдите что-то попроще. Вам ведь нужно попробовать и решить, что Вам идёт, а что — нет. Узнав себя чуть лучше в новой сфере, Вы будете чётко понимать, что Вам нужно. К тому же, это проще с психологической точки зрения. Когда у тебя есть всё и очень профессиональное для нового навыка, это давит на тебя. Тебе хочется использовать всё и стать крутым. Лучшее для лучших? Но это сверх ожидания, которые ведут к разочарованию и быстрой потере интереса. Вы перегорите как лампочка. А зачем Вам это?
Когда оборудование и материалы в наличии, пора обдумать план. Вам стоит знать кое-что из методики преподавания. Любой навык формируется поэтапно. Вначале ученикам предъявляют информацию и проверяют их понимание. Вам на этом этапе важно понять общую суть того, что Вы будете делать. Например, если Вы планируете научиться играть в шахматы, узнайте термины, изучите фигуры, варианты ходов и то, что можно и нельзя делать в партии.
Второй этап формирования навыка — тренировка. Всё начинается с имитации. Ваша задача — смотреть и повторять. Такое упражнение развивает точное воспроизведение и помогает ученику довести до автоматизма определенные действия. Постепенно переходите к трансформациям, т.е. это когда Вы можете по чуть-чуть пробовать что-то менять или добавлять в заученные действия. Фактически Вы будете выводить себя на ощущение свободы действий. Это будет происходить постепенно и может быть даже совсем малозаметно. Но Вы поймете, что у Вас есть навык, когда Вы через какое-то время спонтанно сможете сделать то, что раньше совсем не умели.
Предостережения:
1) Навык — это что-то дробное. «Выучить иностранный язык» — это Ваша цель, а не навык. «Научиться вязать» — это абстрактное желание. Развитый навык говорения на среднем уровне – это ближе к правде. Вязание шапочек по классической схеме — вот это навык. Ваша цель может состоять из многих навыков.
2) Навык — не привычка. Её можно сформировать за месяц, заставляя себя делать одно и то же. Навык – это свободное выполнение чего-то. «Свободное» означает без принуждения и позволяет человеку использовать свои знания и умения для действий-трансформаций. На освоение навыка Вам может понадобиться куда больше времени, чем на привычку.
3) Не гоните себя в шею. Давайте себе время просто побыть без тренировок навыка. Ученики всегда показывают лучшие результаты обучения, когда у них есть регулярные каникулы.
4) Восхищайтесь собой. Хвалите себя за то, что делаете. Ведь Вы это делаете для себя, для своей здоровой жизни. Ни один сертификат не заменит Вашего личного восхищения собой и радости за то, что Вы делаете.
5) Поддерживайте навык в актуальном состоянии. Однажды научившись чему-то, не забрасывайте это в полку. Пробуйте и повторяйте снова время от времени.
6) Учитесь с удовольствием! А это, кстати, то, что мы Вам постоянно говорим на Nastavnica by!
Ещё интересные материалы:
Эмоциональный интеллект на уроках иностранных языков |
|
«Майнфулнесс» — способ справиться с жизнью |
|
Литературный дневник: старое и новое |