Дети на кухне: только потребители или…?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Отгадайте загадку: «Есть место в доме, где все собираются  поговорить вокруг белого прямоугольного ящика. Что это за место?» Ответ Вас точно не удивит, а вот то, как можно использовать кухню для обучения детей и взрослых, может  настроить на размышления.  В этом материале рассуждаем о том, что можно делать с детьми на кухне.

Традиционная крестьянская кухня  — это большой стол с лавками и печью напротив. Такое расположение очень удобно, ведь хозяйка прямо из печи доставала вилками или чапельником  (=чапяла ў беларускай мове) сковородки (=патэльнi), чугуны (=чыгункi) и подавала их сразу на стол.  Свежеиспечённый хлеб тоже было удобно раскладывать на лавках.  За столом собиралась вся большая семья, а под ним —  домашние питомцы.  Со временем плита заменила печь , но традиция собираться на кухне осталась по-прежнему. Вкусная еда в нашей культуре – это непременный атрибут встреч, праздников и обрядов. Мы привыкли уделять много внимания еде, но сейчас бытует  мнение, что  время лучше потратить на зарабатывание денег, а не приготовление еды. Зачем готовить, если сейчас всё можно купить или даже заказать с доставкой на дом? Но если опираться на идею, что кухня и процесс приготовления пищи – это поле для творчества и развития  способностей, то окажется, что готовить важно и нужно. Используя этот подход, родители могут научить детей готовить так, что процесс приготовления пищи будет вызывать у подрастающего поколения интерес и положительные эмоции.

Навыки  на кухне: 

Кухня —  место, где живут десятки разных предметов, каждый из которых можно опробовать в деле.  Научить ребёнка пользоваться различными инструментами – задача, которая только кажется простой.  Начинайте с элементарного: научите нарезать хлеб, сыр, колбасу для бутерброда, ставить на плиту кастрюлю,  вовремя выключать её, чистить картошку,  научите натирать её для драников и т.п.  Таких действий очень много и на кухне всегда  есть  то, что еще не освоено. Научили пользоваться ножом, а теперь —  венчик! Конечно, сейчас есть много приборов, которые всё сделают сами, но смысл ведь в том, чтобы уметь это делать самому.  Такие навыки, во-первых, пригодятся в жизни (никогда не знаешь, где и что ты будешь делать, и где пригодится умение взбивать при помощи пружинки), во-вторых, это развитие моторики рук, усиление контроля за движениями тела, познание мира и общение с ним с помощью предметов.

Кухня —  идеальная среда, чтобы привить желание поддерживать порядок и соблюдать чистоту. Это кажется очень банальным, но как ни странно, многие взрослые люди неряшливы.  Одна из причин: их просто не приучили к контролю за собой и своими действиями. На кухне как раз видно, что нужно постоянно убирать за собой, причём своевременно. Приготовил еду —  помой за собой. Убежал суп —  сразу вытри. Пригорела еда на сковороде —  залей водой. Один-два раза сразу это не сделал —  потратишь гораздо больше своего времени на уборку, чем мог бы, если бы всё сделал вовремя. Приучить детей убирать за собой, мыть посуду, ставить всё на свои места – это задача родителей.  Очень важно не тиранить будущих взрослых за несделанное, но и не доделывать всё самим со словами: «Ай, лучше сделаю сам».  Детям нужно время, чтобы понять, ощутить, усвоить. Наблюдайте и помогайте.  Вы тоже когда-то всего не знали.

Кухня  — это дом еды. Научите детей готовить простые вещи, чтобы если что, они смогли справиться с базовыми потребностями в питании. К простым и несложным вещам относится умение готовить бутерброд, заваривать чай, делать салат, варить или жарить картошку или яйца и варить макароны. Дальше добавьте в список умений те блюда, которые нравятся ребёнку. Всегда  быстрее учишься тому, что ты любишь. Минимальный набор блюд – это то, чему родители должны научить своих детей, как минимум для их безопасности в жизни. Дальше  — это уже дело выбора. Понятно, что жизнь всему научит, но позаботиться о самооценке человека лучше заранее, — ведь взрослому, кто не умеет делать простых вещей, намного некомфортнее в жизни, чем ребёнку, для которого чего-то не уметь — естественно.

Наука на кухне:

Заинтересовать исследовать еду и готовить из неё разные блюда – исполнимая задача. Нужно просто знать, как.  Предлагаем вам несколько идей, которые  помогут вызвать интерес к кулинарии.

Процесс приготовления еды – это настоящее волшебство. Если маленькие дети тянутся ко всему, пытаясь потрогать, пощупать и сотворить из этого что-то своё, то детей постарше можно привлекать практическим применением школьных знаний,  —  сочетанием процессов химии и физики. Если маленьким детям опыт с погашенной содой может показаться увлекательным, то более старших уже можно просить научно объяснять, что происходит. Дети, кстати, очень любят быть учителями. Покажите будущим кулинарам, как гасить соду в ложке уксусом и пусть они вам расскажут, что же произошло. А ещё расскажите, что хотя этот опыт и эффектный, но все свои свойства сода теряет в этот момент, а можно добавлять пищевую соду и лимонную кислоту в тесто.  Именно таким образом, реакция произойдёт внутри теста.

Когда будете жарить мясо или яйца, расскажите про процесс денатурации белка.  Меняется структура белка и яйцо из прозрачного становится белым. Рыба и мясо тоже благодаря этому процессу меняют свой цвет при жарке.  Использовать процесс денатурации белка можно с помощью уксуса при приготовлении яйца пашот. Попробуйте вместе, это не так уж и просто  и, возможно, у Вашего ребёнка это получится лучше, чем у Вас.
Проведите еще один кулинарный эксперимент на кухне: возьмите желатиновых мишек и залейте их горячей водой, дайте им настояться. Через какое-то время у Вас получится клей.  Попробуйте его в деле! Этот эксперимент происходит под влиянием деструкции белка. В белке много коллагена, который разлагается при кипячении до глютина. Именно он ответственен за клей в нашем эксперименте.

Карамелизация – ещё один превосходный процесс, который нужно опробовать на кухне. Фактически, это выделение сахаров из продуктов при готовке.  И раз уж Вы решили попробовать карамелизировать овощи или фрукты, то нужно еще рассказать про реакцию Майяра. Она происходит при сочетании сахаров с аминокислотами.  Интересно, что именно реакция Майяра ответственна за потрясающий аппетитный запах хлеба и жареного мяса. Уже при температуре 60 градусов образуются вкусо-ароматические вещества, которые воспринимаются нервной системой человека. Как только мы чувствуем этот запах, у нас автоматически выделяется слюна. Магия!

Про реакцию Майяра и другие физико-химические процессы можно узнать больше. Например, на канале Наука есть программа «Наука есть» . Информации сейчас много и она в свободном доступе. Главное – это заинтересовать себя и своих детей.

 Культура на кухне:

Кулинария – это часть культуры. Не обязательно ездить далеко, чтобы окунуться в традиции стран и почувствовать их колорит. Мир открыт сейчас как никогда раньше и в наших магазинах есть те продукты, о которых наши дедушки и бабушки понятия не имели. Это можно использовать для культурно-кулинарных занятий со своими детьми.  Путешествуйте по разным странам, готовя блюда оттуда. Например, начать можно с исследования традиций белорусской кухни.  Вот здесь можно найти выпуски программы «Беларуская кухня». В этом кулинарном шоу ведущие готовят две версии блюд: оригинальную в белорусской деревне и адаптированную в современной студии. В рецептах используются простые продукты и то, что можно вырастить на своём участке. Подобных кулинарных программ очень много и всё, что Вам нужно сделать, — это потратить время на выбор.

Общение на кухне:

Ничто так не сближает людей, как общее дело. И почему бы эти делом не стать кулинарии? Зачастую женщине проще и быстрее приготовить всё самой, но, если она не собирается делать это всю жизнь, придётся приучать подрастающее поколение к работе на кухне. Постепенно, неспеша, высказывая восхищение результатами и искренне благодаря за помощь.

Задушевные беседы за лепкой пельменей, вареников или пирожков для многих остались воспоминаниями детства. Оно и правда, — проще купить готовые в магазине. Но тепло общения не купишь, поэтому те, кто выкраивает время на семейный кулинарный хэнд-мэйд, всегда остаются в выигрыше.

Уважаемые читатели, а вы согласны, что готовить  — это важно и интересно? Готовы поделиться своим опытом обучения детей кулинарии? Мы будем рады увидеть ваше мнение в комментариях. Мы ценим вашу точку зрения.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

«За» и «против» музыкальной школы

Выбираем спорт. Рекомендации и противопоказания

Методики раннего развития. Что выбрать?

 

Дети на кухне: только потребители или…?: 1 комментарий

  1. А ещё на кухне можно обучаться грамоте и счёту. Причём так, что ребёнок даже не поймёт, что вы с ним занимаетесь. Насыпьте манку в углублённый поднос. Пусть рисует или пишет буквы. Дайте ему спагетти — пусть выложит на столе дома и сад с деревьями (можно и укропчик использовать). Моете посуду, ребёнок изнылся весь — скучно ему. Говорите: «Спорим, ты не найдёшь за 2 минуты 10 предметов на кухне, в названии которых есть звук … «С, например. Таких заданий можно придумать много.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *