Как использовать стереотипы в учебном процессе?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

СССР – это «совок», наши футболисты —  лузеры, женщины сейчас слишком независимые, в школе ничему не учат, а Илон Маск —  герой.
Какие стереотипы Вы нашли в этом фрагменте? Чем отличается стереотип от точки зрения? Как использовать стереотипы в учебном процессе? Рассказываем об этом  далее.

Что такое стереотип?
Стереотип вырастает из убеждения. Последнее не возникает из ниоткуда, оно строится из материала, т.е. из  моделей поведения  в ближайшем окружении человека, а также из  навязываемых оценок со стороны.  Если какое-то убеждение становится  особенно прочным, то оно превращается в стереотип, который влечёт за собой  стереотипное поведение.
Стереотип  — это ни плохо, ни хорошо. Это просто обобщение, которым удобно пользоваться в разных ситуациях. Именно стереотипы существенно облегчают восприятие жизни. Например, читаешь новости и не понимаешь, а почему это тут снова вводятся санкции в этой стране.  Добавляем стереотип, что вот те – плохие, а эти —  хорошие,  и всё становится сразу понятно. Или видим элегантно одетого мужчину, разговаривающего по-итальянски или испански, добавляем стереотип и в голове сразу возникает сериальная картинка о потенциальных пылких романтических отношениях с этим сеньором. Как видите: со стереотипами жить легко!

А что тогда такое точка зрения?
Главное отличие точки зрения от стереотипа в том, что первая более гибкая и изменчивая. К тому же,  точка зрения всегда основывается на своём опыте или личных наблюдениях. Со стереотипом всё по-другому. Стереотипы подобны могучим деревьям. Выкорчевать их можно, лишь организовав работы  по спиливанию, либо надеясь на попадание молнии, хотя последний вариант не слишком надёжный и немного опасный. Если отойти от метафор, то чтобы изменить точку зрения, достаточно захотеть это сделать и тогда можно найти и увидеть  другие взгляды на один и тот же вопрос.  Чтобы побороть стереотип придётся поработать. Во-первых, нужно разобраться с убеждением, которое лежит в основе этого стереотипа. Во-вторых,  подумать от кого, оно могло быть получено и почему оно было важным для того человека или группы людей. И это ещё не всё! Работа с убеждениями  — это кропотливая работа, которая проходит в несколько этапов. Рекомендуем это делать под руководством тренера по эмо-интеллекту.


Кому нужны стереотипы?

Стереотипы – это материал,  с помощью которого  можно нырнуть вглубь себя и познать мир лучше. Но они становятся таким материалом, только когда начинаешь с ними взаимодействовать. В частности, это можно сделать в рамках учебного процесса. Вот, несколько вариантов того, как можно использовать стереотипы для формирования коммуникативных навыков, для развития аналитического мышления и эмоционального интеллекта.

Идея  1:  Выделите стереотипы среди точек зрения.
а) Все люди  против данного кандидата.
б) Жители моей деревни испытывают трудности с питьевой водой.
в) Мы обречены на провал из-за низкого уровня экономики.
г) Мне кажется, что мы можем выиграть этот конкурс, т.к. наши конкуренты достаточно слабые.
д) Мужчинам свойственно говорить мало, в то время как женщины любят болтать.
е) Все знают, если забеременеешь в 16 лет, то  не будет шанса построить свою карьеру.
ж) Я верю, что мир прекрасен.

Учитель может составлять набор стереотипов и точек зрения согласно изучаемой теме. Дополнить задание всегда можно с помощью последующего обсуждения.  Цель этого упражнения показать, что стереотипы всегда опираются на слова «мы», «все» и т.п., они апеллируют к большинству. Если попросить привести статистику или конкретные данные с подтверждением  «кто – эти все»?, то, как правило, это не удаётся. Стереотип всегда опирается на фразы, типа «так говорят» или «ну, это же очевидно», хотя всё может быть совсем не очевидно и прямых доказательств может не быть. В данном упражнении точкой зрения можно считать предложения б, г и ж, т.к. они отражают лишь то, что человек ощущает в конкретной ситуации или то, что он наблюдает и то, что может быть подтверждено.

 

Идея 2:  Представьте, что  Вы – это другой человек. Примерьте на себя роль. Расскажите в подробностях о Вашей жизни исходя из этой ситуации. Будьте готовы отвечать на вопросы.

а) Вы считаете, что женщина должна прежде всего быть независимой, сильной и целеустремленной.  Вы молоды и хотите построить свою карьеру. Замужество не интересует Вас.
б) Вы  парень, который убеждён, что мужчины не плачут. Вы должны зарабатывать деньги.  Вы добытчик. Это Ваша главная функция. Если Вы не заработаете на машину   и квартиру к 30 годам, то Вы неудачник. Вы  сильный!
в)  Вы женщина, которая живёт в маленьком городке. Вы рано вышли замуж. Для Вас работы нет, потому что Вы провели в 3-х декретных отпусках 9 лет. Вам предлагали пойти работать уборщицей, но  Вы не хотите.

Вопросы для зрителей:
1) В вашем кругу общения есть ли другие примеры, т.е. люди с  позицией противоположной нашему герою или просто с другими взглядами? Расскажите об этом.
2) Почему пример нашего героя стал стереотипным поведением?

Вопросы для героев:
1)  Что можете Вы (в данном случае Ваш герой) изменить в себе, чтобы изменилась его жизнь?
2)  Как именно можно это сделать?

Учитель создаёт ситуации  для героев согласно теме и модерирует общение. Важно следить за благоприятной атмосферой. Цель упражнения – показать, что кроме стереотипного поведения,  есть еще другие варианты. Каждый человек имеет право выбора  и возможность изменить свою ситуацию. Не обязательно следовать за стереотипами.

Идея 3:  Примерьте шляпу.
Обсуждаем стереотип, надевая одну из «шляп мышления». (Предлагаем участникам дискуссии «надеть» воображаемую шляпу и следовать инструкциям модераторам согласно цвету шляпы).

Стереотип для обсуждения:
Вакцина – это единственное средство выживания в период пандемии.

Надеваем белую шляпу, которая отвечает за информацию. Все участники рассказывают, что знают по теме.
Затем надеваем красную  и высказываем эмоции. Здесь можно выражать страхи, сомнения, делиться догадками. Красная шляпа отвечает как раз за это.
Следующая чёрная: отвечает за возможные риски и «подводные камни». Обдумываем, что может пойти не так и что мы могли упустить.
Надев жёлтую шляпу, мы концентрируемся на достоинствах  и возможном положительном результате, использования нашего стереотипа с учётом обсужденных рисков и «подводных камней».
Зелёная шляпа помогает  найти альтернативы. Есть ли другие варианты, кроме как заявленного стереотипа.  В данном случае, есть ли что-то еще, что помогает выжить в пандемию кроме вакцины.
Наконец, синяя шляпа. Это подытоживающий головной убор.  Её может надеть в самом начале обсуждения один из участников дискуссии, чтобы следить за всеми идеями и чтобы потом подвести итог. Этот человек не вовлечён в диалог и может смотреть на всё со стороны. Но также допускается вариант, когда синяя шляпа надевается всеми для подведения итогов в конце «примерки».

Существуют вариации использования «шести шляп мышления». Цель этого приёма  —  показать разные стороны одного вопроса.

Можно ли полностью избавиться от стереотипов?
Стереотипы упрощают нашу жизнь.  Дорога домой поздно вечером по хорошо освещённым местам будет безопаснее — это  стереотип.  Если зайти в автобус одним из первых, то тебе достанется лучшее место —  это тоже он.  Вместо  того, чтобы анализировать всё, с  чем мы  сталкиваемся, и  чтобы не одергивать себя  постоянно и не направлять  в состоянии незамутнённого и непредвзятого наблюдателя, мы используем готовый шаблон поведения или мышления. Такое упрощение экономит нашу жизненную энергию, поэтому нужно ли  стремиться к полному избавлению от стереотипов? Ответом на этот вопрос может стать рекомендация  научиться быть внимательным к своим чувствам. Как только какой-то стереотип начинает вызывать сильные эмоции (позитивные или деструктивные),его следует разбирать и рассматривать. Это может быть ключ к более детальному пониманию мира.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Книги судьбы: «40 правил любви», Элиф Шафак

Медиаобразование: как есть

Культурный код белорусов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *