Гербарий по-новому!

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Новые популярные идеи – это хорошо забытые старые. Я предлагаю воскресить гербарий в учебных целях. Специально для этого я подготовила 3 варианта его использования, в которых отражаются современные цели обучения. Мои идеи ориентированы на учеников разного возраста, среди которых могут быть и взрослые. Идеи можно внедрять как в классе, так и дома. Мне очень нравится новое прочтение гербария самой, поэтому смело рекомендую вам.

Гербарий начинается с растений и желания их узнавать. Я предполагаю, что заинтересованный учитель сможет вдохновить своих учеников на изучение мира вокруг себя или сам станет источником информации. Это я к  тому, что с самого начала работу с гербарием можно организовать так: 1-й вариант: учитель мотивирует учеников самостоятельно заготавливать растения и создавать гербарий; 2-й вариант: педагог собирает растения сам и потом предлагает ученикам уже готовый материал. Если идти по первому пути развития событий, то нужно объяснить ученикам, что такое гербарий, показать примеры, рассказать, как собирать растения, их сушить и, главное, для чего это будет нужно. Это вполне может стать отличным заданием на лето для ребят. Вот несколько моментов, которые учителю нужно проговорить ученикам перед постановкой задачи собрать гербарий:

— Гербарий —  это способ познакомиться с окружающим миром и открыть для себя в нём  новое. Узнавать больше о том месте, которое тебя окружает, нужно, чтобы получить доступ к взаимосвязям и процессам вокруг. Это интеллектуальное развитие человека.

—  Гербарий поможет раскрыть своего внутреннего художника. Просматривая и выбирая нужные образцы, тренируется навык насмотренности. Чем больше визуального опыта человек получает, тем проще ему  сочетать образцы и выделять наиболее привлекательные варианты. Это эстетическое развитие человека.

— Создание гербария – это поиск, отбор материала и его засушивание. От человека требуется любопытство, внимательность, аккуратность. Это развитие характера.

— Гербарий собирается для того, чтобы его использовать. Растения станут частью креативных работ и композиций. Это развитие творческих способностей.

Когда человек знает, зачем он делает ту или иную вещь, он относится к делу без чувства принуждения и безысходности. Это автоматически влияет на усиление интереса. Зная, какие бонусы можно получить от сбора гербария, учителя и/или ученик будут это делать с большим вниманием.

Установка для учеников:
—  Собрать разные листья, цветы того места, где находитесь.
—  Сразу определить или спросить информацию  у тех, кто рядом, что за растение собирается. Также можно воспользоваться приложением Flora Incognita.
—  Засушить образцы в книгах. Цель: сохранить растение в той форме, которая максимально показывает его признаки.
—  Принести растения с подписями. Можно использовать файл, в котором будет находиться образец и надпись на бумаге, определяющая, что это.

Если учитель берет на себя заботу о подготовке образцов гербария для своих учеников, то принципы сбора те же. Главное, собрать много разнообразных образцов и засушить их.

Как использовать гербарий:

1) Для исследования:
Ученики создают карточки растений с их описаниями.  Для этого необходимо взять плотную бумагу, сложить её  пополам открыткой. На одну сторону приклеивается образец, а на второй (где открывают открытку и пишут пожелание) нужно написать характеристику растения. В зависимости от возраста это может быть разная степень глубины информации. Пример описания для листьев яблони:
Дерево до 10 м высотой с широкой, разветвленной кроной и сильной корневой системой. Яблоня  — хороший медонос. Без пчел урожай с яблонь уменьшается во много раз. Вот почему в яблоневых садах обычно устраивают пчельники. Существует много сортов культурной яблони. Также в лесах может произрастать дикая яблоня с мелкими невкусными плодами. По времени созревания яблони делятся на летние, осенние и зимние сорта. Плоды могут использоваться в сушеном или переработанном виде для компотов, повидла, джема, начинок и т.п.

2) Для создания композиций:
Эстетический вкус развивается и одним из вариантов его тренировки  является это задание. Ученики используют все свои засушенные растения, чтобы создать композицию. Важно вначале объяснить учащимся, какую именно композицию нужно составить и показать пример. Это может быть, букет, лес, клумба, поле, дом и сад и т.п.  Обязательно предоставить критерии работы или последовательность выполнения. Например:
—  выбрать минимум 3 разных растения;
—  расположить их на листе бумаги таким образом, чтобы получился букет;
—  аккуратно приклеить растения;
—  добавить нужные детали.


Финальная стадия создания композиций должна включать в себя обсуждение и комментарии учителя.  Попросите учеников определить в каждой работе сильные стороны и то, что именно им нравится. Чем больше мнений, тем больше деталей будет замечено. Именно обсуждение визуального материала  — это один из путей развития навыка насмотренности и формирования эстетического вкуса. Завершите проект комплиментами и благодарностью за работу каждого ученика. Творчество и проявление индивидуальности требует ободрения и поддержки.

3)  Для дизайна:
Умение создавать новое – это результат тренируемого навыка. Это задание направлено на развитие творческих способностей, воображение и умения создавать своё.
Попросите учеников выбрать образец из своего гербарий. Дайте установку:
—  использовать это засушенное растение как часть картинки.
—  дорисовать необходимые элементы картинки самостоятельно.
Чтобы ученики понимали, как именно можно использовать свои гербарии в этом задании, покажите примеры. Найти много картинок использования засушенных растений для дизайна одежды можно в инстаграме этой художницы. Попробуйте создать что-то сами в другом ключе и пусть это будет Ваш пример для учеников. Когда учитель сам подаёт пример – это мотивирует куда больше, чем просто просмотр чужих работ.

В финале этого проекта  попросите учеников придумать названия к своим работам, сделайте выставку, устройте обсуждение с выделением сильных сторон каждой работы.
Эти простые идеи использования гербария в учебном процессе раскроют в учениках интерес к тому, что их окружает. Мотивируя их создавать своё, Вы будете учить их быть творцами.  Обучая их находить сильные стороны в каждой композиции, Вы приучите их видеть конструктивное и опираться на него. Наконец,  Вы сами будете развиваться как учитель или родитель.  Пробуйте!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 Разговор с камнем. Парк валунов в Минске (часть 1)

Что хотел сказать художник: Дарина Довгодилина. часть 1

Кому и зачем нужны сказки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *