Двуликий Янус – не миф, это реальность каждого из нас.

«Уважение каждого и принятие идеи, что мы все хотим быть хорошим, уже давно стало частью моей философии. Я старалась использовать это, когда столкнулась в условиях новой реальности с трусостью и малодушием. Я не уверена, что то, что я сейчас опишу, можно назвать этими словами. Поэтому я и спрашиваю мнения у человека, которому доверяю.

Ростки сегодняшней ситуации я видела еще ранее во взаимодействии с этим человеком. Когда-то когда я просила поддержать меня в новой обстановке, человек согласился, убедив меня в своей поддержке, а потом когда наступил именно этот переходный момент в моей жизни, представитель планеты Земля просто тихонечко удалился, появившись лишь тогда, когда было удобно этому жителю. В тот раз я не обратила на это пристального внимания, но сейчас ситуация повторилась снова причем в уже более жесткой для меня форме. Этот человек снова проделал этот трюк: вместо того, чтобы сделать то, о чём мы договаривались или хотя бы объяснить, почему не может так поступить, он ненадолго «слился» и вновь появился, максимально маскируя свой поступок.

Я проходила курс эмоционального интеллекта и знаю, что отрицательные эмоции, которые мы ощущаем, — это индикаторы и их нужно расшифровывать, чтобы ситуация не повторилась снова. Я лично идентифицирую этот кейс как моё взаимодействие с трусостью и малодушием людей. Я бы хотела спросить у Вас, так ли это и как относиться к трусости людей?»

Татьяна Размыслович

Отвечает Оксана Терляева, тренер по развитию эмоционального интеллекта:

Бывают в жизни ситуации, когда наши ожидания относительно поведения других людей не оправдываются. Сказать, что в этом есть что-то удивительное, тоже не получится: как бы мы себе не льстили, предсказывать поведение других не так просто, как может показаться. Даже при том, что мы знаем «что такое хорошо» и «что такое плохо», и искренне стараемся быть хорошими, важными и нужными, мы таковыми для всех быть никогда не сможем. Никто не сможет!)))
И вовсе не потому, что в каждом из нас живёт «плохое», нас соблазняют нехорошие существа из других миров или по причине дуалистичного устройства этого мира.

Каждый человек живёт минимум с двумя системами ценностей! И часто эти системы серьёзно противоречат друг другу.

Всё проще и сложнее одновременно.

Дело в том, что каждый человек живёт минимум с двумя системами ценностей! И, более того, часто эти системы противоречат друг другу. Откуда же они берутся и что с этим делать?

Давайте по порядку!

Первую систему ценностей, регламентирующую, что в нашей жизни есть «хорошо» и что есть «плохо», что «можно» и что «нельзя», что «прилично» и что «не прилично» мы наследуем от своих родителей или людей, их заменяющих. Понятно, что осознавать и сформулировать её постулаты нам достаточно сложно, ведь её формирование приходится на самые ранние годы жизни, которые большинство людей просто не помнит. Да и усваиваем мы эти ценности экспериментальным путём, старательно подражая взрослым, а вовсе не через осознанную логику и эмпирические исследования. Поэтому к 5-6 годам ребёнок уже становится полноценным носителем семейно-родительских ценностей и ярым приверженцем их морали. Почему ярым? Потому, что родители – это боги для каждого ребёнка.

С 4-7 лет в воспитание ребёнка начинает активно вмешиваться социум в виде  детского садика и школы, которой наравне с образовательными задачами вменено в обязанность воспитание достойного члена общества. В социалистические времена прививание общественной морали начиналось ещё в детском саду. Сейчас и саму общественную мораль классифицировать сложнее, и прививать её с раннего детства начинают только тем детям, родители которых не могут позволить себе растить их дома до самой школы. Так мы получаем вторую систему ценностей.

Учитывая, что общественная мораль, в любом случае содержит постулаты, необходимые для выживания общества в целом и сохранение существующего строя, поэтому  в «хорошо» выводятся ценности, которые могут обесценивать личное ради общественного. Помните историю пионера-героя Павлика Морозова?

Добавим третью систему ценностей – религиозную. Она также вносит свою долю противоречий в ментальную деятельность человека, особенно если человек принимает ту или иную религию в сознательном возрасте.

Источниками новых систем ценностей, по большему счёту, могут служить любые социальные образования: от дворовых компаний, со своими негласными правилами, до масонских лож, с чётко сформированной системой иерархии и максимальной ритуализацией каждого этапа посвящения. Дело не в самих образованиях, а в том, насколько сильное эмоциональное воздействие они оказывают на того, кто становится их частью. Чем больше человек им доверяет, тем глубже принимает их ценности.
Однако для того, чтобы жить согласно новой системе ценностей, неофиту приходится очень активно контролировать своё поведение (ведь бессознательно оно диктуется прежней системой или системами ценностей), отсюда возникает борьба со страстями, соблазнами и прочие героические действия, которые предстоит совершить ради новой системы ценностей, — отрицание тех ценностей, которые уже были приняты ранее.

Таких систем ценностей у каждого за жизнь может накопиться не одна и не две. Однако те ценности, которые человек хранит в своём подсознании, из-за того, что он принимает новые, никуда не исчезают. Они остаются в каждом из нас и периодически напоминают о своём существовании. Иногда именно эти напоминания мы называем угрызениями совести, иногда они всплывают конфликтами, незавершёнными гештальтами в виде постоянно повторяющихся ситуаций, — вариантов может быть много.

Как в случае с Вашим «представителем человечества»: он пообещал поддержку, опираясь на одну систему ценностей, — «хороший тот, кто помогает другим» а, когда потребовалась реальная помощь, сработали более старые, скорее всего полученные в семье, ценности – «хороший тот, кто заботится о себе сам» или что-то похожее. Более старые ценности взяли верх над новообразованиями времён школы.

Мы никогда наверняка не знаем, на какую из имеющихся систем ценностей будет опираться человек, который рядом с нами, да ещё и судим других на основании собственного опыта, который ограничен. Хотя определённые закономерности в этом вопросе есть:

1. Чем глубже находится система ценностей, тем сильнее она влияет на человека. Именно поэтому самая вкусная еда – из кастрюли родителей, а родительские ценности, как бы мы их не отрицали осознанно, всё равно управляют частью нашей жизни. И эта часть составляет порядка 80%)))
Хотите понять суть человека – пообщайтесь с его родителями, — если и не всё поймёте в его характере, то многое станет понятнее.

2. Жизнь человека – это не то, что он думает (и сообщает об этом вам), а то, что он делает, и что при этом чувствует. Если говорить проще, то о человеке следует судить вовсе не по словам, а по поступкам. Если смог предать один раз, недолго переживая, то во второй раз и вовсе переживать не станет, а в третий – просто не заметит в своих действиях ничего необычного. У меня в видео «Критика, которая привлекает сердца» есть правило «3 раз», которое лично для меня как раз и является руководством к действию в общении с теми, кто допускает ошибки. Я его вывела и пользуюсь им хотя бы потому, что оно позволяет сохранить и уважение к человеку, и уважение к себе (его ко мне, обычно тоже))) в любой ситуации, даже самой сложной и неоднозначной.

3. Есть такой совет: «не хотите разочаровываться в людях, не очаровывайтесь ими», но далеко не все из нас могут ничего не ожидать от других, а устоять перед обаятельным собеседником и вовсе бывает непосильной задачей. А люди чувствуют ваше отношение на уровне невербалики, поэтому каждый раз решают для себя дилемму – соответствовать вашим ожиданиям или нет. Поэтому, хотя бы для того, чтобы не усложнять себе жизнь, старайтесь находить в них то, что с вашей точки зрения заслуживает уважения. Тогда и общаться, и расставаться (если возникнет необходимость) будет проще.

Как бы не складывались ваши отношения с окружающими, помните, пожалуйста, что хорошим хочет быть каждый из нас, только вот само понятие «хорошесть» — явление очень субъективное.

Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Почему мы боимся?

Пытки: ради чего или кого?

Предрассудки. Или о том, как родители руководят детьми всю жизнь?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *