Английский: с какого возраста и как? Мнение родителей

Что думают об изучении английского преподаватели, мы уже не раз писали и будем продолжать эту традицию. А вот родительское мнение об изучении английского детьми публикуем впервые. Вместе с автором, Ольгой Любимовой-Денисик, приглашаем вас к диалогу, дорогие родители и учителя!

Преамбула: как мама школьника, который в этом году стал изучать иностранный язык (в нашем случае – английский), по прошествии полугода процесса, имею уже кой-какое сформировавшееся мнение на этот счет. И я вижу, что преподавание английского (как и многих других предметов) поставлено на уровень работы с собакой Павлова.

Зачем изучать: сейчас английскому обучают всех – начиная от бабушек и заканчивая домашними животными. Мода такая. Социологические исследования, проводимые в некоторых школах Минска, показывают, что сами школьники (старшие классы) на просьбу выбрать самый важный для них предмет, в 65 процентах указывают, что это английский.

Зачем же он нужен? Мой ответ, часто не очевидный для тех же школьников: чтобы уметь учиться, мыслить и добиваться поставленных целей.

С чем связано нынешнее поветрие по изучению языков? На мой взгляд — с модой. Да, да. На изучение тех или иных предметов, в том числе языков, существует мода. И если есть те, кто следуют за призванием и склонностями, то вокруг всегда есть пласт людей (причем значительный), которые изучают предмет, потому что это модно, перспективно, дает какую-то видимую надежду на материальные блага.

Вот, например, логика старшеклассника без определенных склонностей, которому вообще-то интересно было бы быть отвязным диджеем или который просто хочет радоваться жизни и, исходя из фильмов, думает, что все «как-нибудь образуется, причем легко». Причем это может быть не обязательно старшеклассник – речь идет о собирательном образе для людей, ищущих легкий ответ на все жизненные вопросы. И вот они, глядя на успешных людей (их ведь хватает), думают: «о, я выучу английский, и смогу получить вот эту или ту крутую работу – да и вообще «уеду из этой страны». И начинаются бесконечные курсы, а человек этот чаще всего вообще не любит сильно напрягаться и хочет получить результат быстро и сразу. И курсы сменяются следующими, или даже человек осваивает определенный уровень языка, а вот жизнь у него от этого не налаживается.

Но проблема-то вовсе и не в языке, а в умении учиться и познавать.

Это может быть не английский язык. В 18 веке это был бы французский. Наши родители и бабушки в школах и институтах изучали по понятным историческим причинам немецкий. Я бы вот в настоящий момент ставила для будущего на китайский. Тот же вопрос геополитики и моды.

Но проблема вовсе и не в языке, а в умении учиться и познавать. Все мы знаем истории людей, которые для начала решили добиться любой из актуальных для них целей (уехать на заработки в студенчестве, или попутешествовать, или вообще на ПМЖ). И все эти люди через огромный дискомфорт (безусловно), но зато очень-очень быстро на недостижимом для среднего белоруса уровне осваивают разговорный язык. С другой стороны, если особых склонностей к языку или процессу обучения нет, то выше разговорного человек и не поднимется (мы говорим о нюансах языка, которые понятны ценителям с лингвистическими склонностями – о всех оттенках разнообразия грамматических и смысловых конструкций) – человеку достаточно будет уровня «сходил в магазин/парикмахерскую». И это нормально – человек этот, возможно, и не склонен к языковым изыскам, но при этом безумно энергичен в других аспектах жизни. Ну так а если бы он остался дома, смог бы он, гонясь за модой, на нормальном уровне освоить язык на многочисленных курсах? Конечно же нет.

Само по себе изучение языка, на мой взгляд, должно базироваться на понимании его красоты и огромных возможностей. А это чувство можно ощутить только изначально вращаясь в среде, близкой к двуязычной, более того – в среде мыслящей и стремящейся к знаниям. То есть когда ты уже практически думаешь на обоих языках. И внутренне подбираешь лучшее слово для обозначения той или иной своей эмоции. Тогда ты начинаешь ценить все имеющиеся у тебя в запасе слова и стремишься узнать как можно больше.

Коль уж взялись за изучение языка, то находите любую возможность общаться с носителями, смотреть фильмы в оригинале, читать книги.

Что, собственно, не так с изучением языков? С точки зрения изучения английского языка в современных белорусских реалиях делается следующее (перечисляю негативные применяемые сценарии):

1. Детей с садовского возраста водят два раза в неделю на 20-30 минутные занятия (больше ж нельзя) по английскому. Там им какие-то непонятные тетеньки улыбаясь показывают картинки и что-то весело, но настойчиво-заунывно, пытаются заставить вызубрить без всякого понимания. Все остальное время ребенок пребывает в привычном для себя, но абсолютно лишенном английского, окружении. Родители долг выполнили – 2 занятия в неделю оплатили. А дальше начинается свистопляска: ребенок усваивает английские слова абсолютно механически, моментально их забывает (за редким исключением, но, к сожалению, не все дети вундеркинды, и это нужно принять). Или вообще закатывает истерику. И тогда нужно вести ребенка к психологу – а вдруг он у нас глупенький, и у нас не сосредоточено внимание, и вообще все плохо.

2. Детей с садика не мучают, но в школе внезапно в третьем классе у них начинается английский. И вот что я вам скажу по этому поводу: третий класс – это одновременно и рано, и в то же время поздно. Рано – так как ребенок зазубривает абсолютно механически, опять же. Причем даже оценки хорошие. Но «вкус» к языку так и не появился. Потому как для освоения языка «с нуля» должен быть либо очень хороший преподаватель (ну вы понимаете, что это не прям в каждой школе), либо ребенок должен привязывать язык к собственным наработкам – знаниям, опыту, эмоциям, окружению. А ничего этого нет. Поэтому если уж с дошкольного возраста ребенок не был в двуязычной среде, то, исключительно мое мнение, третий класс – это рано. Возможно, это очень незрелый вывод, однако я не помню ни малейших проблем с освоением школьной программы у себя, а началось лично у меня это все с пятого класса – и вот там уже было о чем говорить, к чему привязывать и прочее.

3. Взрослые – столько раз уже бита-перебита эта фраза, однако все равно почти никто этого не делает. Коль уж взялись за изучение языка, то находите любую возможность общаться с носителями, смотреть фильмы в оригинале, читать книги. Но нет. Мы будем ходить на десятки курсов и ничего не делать самостоятельно – так ведь проще. Мы придем на урок, и потом пойдем дальше смотреть «Дом-2», ведь на уроке нас всему научили. То есть речь уже о внутренней мотивации, а этому никто не научит, если это не привито с детства.

Поэтому, если вы действительно хотите дать ребенку возможность познания языков – покажите на своем примере.

И что же с этим всем делать и как же прийти к комфортному освоению языка с детства? Что можно сказать по итогам всех трех пунктов? Что либо необходимо создавать среду, наиболее близкую к двуязычной, с самого раннего детства. Либо уже во взрослом возрасте находить для себя действительно стоящую мотивацию для изучения иностранного языка (или вообще чего угодно).

Еще пару слов о двуязычной среде с детства. В семье появляется ребенок. И это на всю жизнь. Поэтому, если вы хотите быть действительно дальновидным родителем и дать ребенку возможность знания языков – покажите на своем примере. Но ведь это требует огромных усилий. Да. А иначе не требуйте их от ребенка. И если уж вы хотите платить деньги за возможность обучения ребенка языку, то заплатите их за курсы для себя – и потом хотя бы на начальном уровне общайтесь с ним. Это то, что действительно будет работать. Потому как грустно слышать от наших мам и пап: «мы английский не изучали, пусть уж как хочет разбирается». Ребенок-то разберется, но учтите, что в третьем классе ему это будет сложно и это не даст тех хороших оценок, которые вы хотите видеть у него в дневнике. А видя, что мама или папа сами хотят учится, что это здорово и интересно, что они делятся радостью познания с ребенком, он сам поймет, как здорово быть умным.

И про систему дошкольного образования. У нас это пока не развито, но это было бы шикарнейшим шагом – в саду персонал изначально является двуязычным. В наших реалиях это что-то из области фантастики, но для индивидуальных учреждений или нянь – идеальная услуга.

Поэтому вывод один – английский изучать нужно и полезно. И чем раньше, тем лучше. Но этот процесс не должен быть механическим и измеряться размером чека очередному кружку по работе с дошколятами.

А что Вы думаете по этому поводу?

Ещё интересные материалы:

Английский за рулём — быть или не быть?

Подарки для тех, кто учит английский

Как запомнить то, что учишь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *