Во сколько лет лучше отдавать ребёнка в школу? Что должен знать ребёнок при поступлении в 1 класс? К чему надо быть готовыми родителям и как помочь первоклашке адаптироваться? Разговариваем с учителем начальных классов высшей категории и 30-летним стажем Терляевой Наталией Леонидовной, тем самым преподавателем, к которому родители приводят своих младших, а её бывшие ученики с радостью доверяют собственных детей.
К ШКОЛЕ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ СЕРЬЁЗНО И ЗАРАНЕЕ
Есть дети, которые готовы к обучению и в 6 лет, но большинство детей и психологически и физически готовы сесть за парту только к 7 годам. Большинство психологов считает возраст 5-7 лет дошкольным — в этот период дети ещё не могут эффективно заниматься учебной деятельностью. А к школе нужно готовиться серьёзно и заранее.
Справка от педиатра сейчас стала почти формальностью, а на самом деле она – необходимость, ведь первоклашке предстоят серьёзные нагрузки, и ребёнок должен быть к ним готов. Если он посещает школу нерегулярно из-за постоянных болезней, то говорить о том, что материал будет усвоен качественно, можно только в случае, если дома с ним постоянно занимаются. Ещё у часто болеющих детей сложнее проходит социальная адаптация к новому коллективу.
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1 КЛАСС РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УЖЕ МНОГОЕ ЗНАТЬ И УМЕТЬ
Да, когда-то родители могли привести ребёнка в школу неготовым и быть уверенными, что его всему научат. Сейчас изменились требования, программы, учебники – стали сложнее и жёстче, теперь активное участие родителей в образовательном процессе – необходимость. При поступлении в 1 класс ребёнок уже должен многое знать и уметь. Родители могут сами заниматься с ним, водить на специальные подготовительные курсы или доверить подготовку репетитору.
Вот минимум, которым должен овладеть дошкольник к 1 классу для успешной учёбы без лишних стрессов.
Математика:
- счет от 1 до 10 (от 10 до 1);
- восстановление числового ряда (какое число между 6 и 8 т.д.);
- элементарные счетные операции (в пределах 10);
- понимание и применение понятий «больше», «меньше», «равно» и «поровну»;
- знание простых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- сравнение предметов по критериям «ширина», «высота», «длина»;
- решение простых арифметических задач;
- различать понятия «число» и «цифра»;
- знать и понимать смысл знаков арифметических действий «+» и «-»;
- сравнивать числа;
- иметь представление о единицах измерения времени.
Чтение:
- понимать разницу между звуком и буквой;
- знать разницу между согласными и гласными звуками;
- уметь найти букву и звук в слове (в начале слова, в середине и в конце);
- уметь подобрать слова на конкретную букву;
- делить слова на слоги;
- читать и понимать короткие предложения (2 -3 слова);
- уметь выделять конкретное слово из потока речи;
- понимать разницу между словом и предложением;
- уметь составлять короткие собственные высказывания и пересказывать небольшие тексты.
Письмо:
- уметь правильно держать ручку;
- уметь правильно сидеть за столом или партой;
- уметь обводить рисунок по контуру безотрывным способом;
- рисовать по точкам или клеточкам;
- копировать геометрические фигуры с образца;
- продолжать штриховку рисунка;
- аккуратно закрашивать рисунок (не выходя за контуры);
- копировать печатные буквы, слова и предложения (по желанию).
Большинство учителей против того, чтобы родители учили детей писать прописные буквы, т.к. большинство родителей уже не помнят правила написания букв и отдельных элементов, а научить ребёнка сразу писать красиво и правильно легче, чем потом переучить.
ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К РЕГУЛЯРНОМУ СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ТРУДУ – ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ №1
Психологическая готовность ребёнка к школе тоже очень важна, ведь от его готовности учиться: планомерно, ежедневно трудиться над усвоением новых знаний и получением новых навыков, зависят его результаты. Понятно, что учителя учат детей учиться – обучают правильно работать с текстом, задачей, правильно выполнять домашнее задание и творческие работы, и многому другому тоже, но приучить ребёнка к регулярному систематическому труду – задача родителей номер один. Если ребёнок не может даже к уроку подготовиться самостоятельно: достать карандаши, пенал, нужную тетрадь и учебник, то сразу становится понятно, что дома ему даже собственный портфель собрать не доверяют. Таким детям сложно в школе, не смотря на то, что они могут быть и способнее одноклассников, и лучше подготовлены к школе. Но пускать всё на самотёк тоже не стоит.
Психологическая готовность детей к школе подразумевает:
- умение работать в микрогруппах или группах;
- адекватное общение со сверстниками;
- установление элементарной логической цепочки;
- умение концентрировать внимание на короткий период времени (минимум 5 минут), развитие произвольного внимания (управление своим вниманием);
- умение классифицировать и сортировать предметы по заданным свойствам;
- расширение личного активного и пассивного словаря (до 5 – 6 тыс. слов);
- умение действовать в заданных ограничениях и правилах (дисциплина);
- развитие воображения, творческого и образного мышления;
- развитие зрительной и механической памяти.
ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ ЗА МЕСЯЦ НЕРЕАЛЬНО
Можно только повторить или закрепить. Умения и навыки, которые понадобятся будущим первоклашкам, вырабатываются не так быстро, как бы хотелось родителям, поэтому дошкольникам и предлагаются подготовительные курсы продолжительностью от 3 до 9 месяцев. Если ребёнку повезло с воспитателями в детском саду или с ним активно занимались дома, то можно ограничиваться экспресс-курсами, которые предлагают общеобразовательные школы в июне. Но 6-7 летний ребёнок – никак не студент, который может подготовиться к экзамену за пару дней.
ВМЕСТЕ, А НЕ ВМЕСТО
Первый класс – достаточно сложный период в жизни ребёнка, ему необходима родительская помощь. Но она не должна заключаться в выполнении его дел вместо него, пока ребёнок привыкнет к своим новым обязанностям, делайте их вместе. Вместе садитесь за уроки, действуя по разработанному вместе с ребёнком алгоритму:
1. Попили воды, сходили в туалет.
2. Убрали лишнее с рабочего стола, выложили нужные книги-тетради, дневник, пенал.
3. Прочитали домашнее задание, определили порядок выполнения предметов, количество и продолжительность перерывов между ними.
4. Выполнили по порядку.
5. Сложили портфель.
6. Убрали на столе.
7. Подготовили форму и обувь на завтра.
Ребёнок освоит этот алгоритм выполнения домашнего задания за неделю-другую и объективная необходимость участия родителя в подготовке домашнего задания сведётся к функции контроля и помощи в сложных случаях.
А ещё ребёнку нужна поддержка родителей, их уверенность в том, что он умница и обязательно справится даже с тем, что сейчас кажется сложным, тогда ребёнку будет легче адаптироваться к новым условиям и научиться справляться с трудностями.
ДЕТИ ВСЕГДА ГОВОРЯТ ПРАВДУ
Учитель всегда знает, что происходит в семье каждого из его учеников. Ведь дети непосредственны, и всегда делятся радостями своей семьи, и, если доверяют учителю, горестями. Все семейные ссоры, выяснения отношений, разводы, переезды и прочее жизненные неурядицы очень сильно отражаются на детях, их поведении и успеваемости. Поэтому родители, которые скрывают от учителя настоящие причины проблем ребёнка, теряют своего союзника: вместо того, чтобы сообща помочь ребёнку пережить нелёгкий период, его оставляют без поддержки и дома, и в школе. К счастью большинство родителей понимают ситуацию и заботятся о чувствах своих детей.
УЧИТЕЛЬ С РЕБЁНКОМ ТОЛЬКО НА 4 ГОДА, РОДИТЕЛИ – ВСЮ ЖИЗНЬ
Большинство родителей всё же учёбой своих детей интересуется, и на родительские собрания такие родители ходят. Ведь родительское собрание для родителей предназначено – на нём учитель рассказывает, что происходит с их детьми, учит, как правильно работать с ними дома, как выходить из тех или иных ситуаций, как воспитывать, как объяснять, как слушать – это и есть «родительские университеты». Учитель начальных классов с ребёнком только на 4 года, а родители – всю жизнь, и от их умения с ним управляться зависит их же будущее. Мудрый педагог никогда не станет навязывать родителям своё мнение, но, если ребёнок доверяет учителю и идёт в школу с радостью, то к советам такого преподавателя стоит прислушиваться.
Подготовка ребёнка к жизни, как и к школе – это в любом случае задача родителей. Учитель, даже самый чудесный, может лишь помочь, но от этой помощи отказываться не стоит.
Ещё интересные материалы:
![]() |
Первоклашки на «дистанционке»: как это реализовать? |
![]() |
Собираетесь в 1 класс? |
![]() |
Первый класс — он трудный самый
|
Слово » длина» пишется с одним н , если это существительное. Безотрывное письмо ( как и обведение по контуру) наносит вред ребенку- это чрезмерное напряжение кисти. Доказано российскими учёными. Чтобы научить ребенка красиво писать,- нужно работать НЕ шариковой ручкой, а карандашом. Шариковая ручка формирует мышечный зажим. Чтобы усвоить новый материал- головной мозг должен достроиться, на его строительство идёт белок, который вырабатывается в организме ребенка в результате движения. ДВИЖЕНИЯ. Школа к этому готова?