Как подготовить ребёнка к школе? Мнение учителя начальных классов со стажем.

Во сколько лет лучше отдавать ребёнка в школу? Что должен знать ребёнок при поступлении в 1 класс? К чему надо быть готовыми родителям и как помочь первоклашке адаптироваться? Разговариваем с учителем начальных классов высшей категории и 30-летним стажем Терляевой Наталией Леонидовной, тем самым преподавателем, к которому родители приводят своих младших, а её бывшие ученики с радостью доверяют собственных детей.

К ШКОЛЕ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ СЕРЬЁЗНО И ЗАРАНЕЕ  

Есть дети, которые готовы к обучению и в 6 лет, но большинство детей и психологически и физически готовы сесть за парту только к 7 годам. Большинство психологов считает возраст 5-7 лет  дошкольным — в этот период дети ещё не могут эффективно заниматься учебной деятельностью. А  к школе нужно готовиться серьёзно и заранее.

Справка от педиатра сейчас стала почти формальностью, а на самом деле она – необходимость, ведь первоклашке предстоят серьёзные нагрузки, и ребёнок должен быть к ним готов. Если он посещает школу нерегулярно из-за постоянных болезней, то говорить о том, что материал будет усвоен  качественно, можно только в случае, если дома с ним постоянно занимаются. Ещё у часто болеющих детей  сложнее проходит социальная адаптация к новому коллективу.

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1 КЛАСС РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УЖЕ МНОГОЕ ЗНАТЬ И УМЕТЬ

Да, когда-то родители могли привести ребёнка в школу неготовым и быть уверенными, что его всему научат. Сейчас изменились требования, программы, учебники – стали сложнее и жёстче, теперь активное участие родителей в образовательном процессе – необходимость. При поступлении в 1 класс ребёнок уже должен многое знать и уметь.  Родители могут сами заниматься с ним, водить на специальные подготовительные курсы  или доверить подготовку репетитору.
Вот минимум, которым должен овладеть дошкольник к 1 классу для успешной учёбы без лишних стрессов.

Математика:

  • счет от 1 до 10 (от 10 до 1);
  • восстановление числового ряда (какое число между 6 и 8 т.д.);
  • элементарные счетные операции (в пределах 10);
  • понимание и применение понятий «больше», «меньше», «равно» и «поровну»;
  • знание простых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • сравнение предметов по критериям «ширина», «высота», «длина»;
  • решение простых арифметических задач;
  • различать понятия «число» и «цифра»;
  • знать и понимать смысл знаков арифметических действий «+» и «-»;
  • сравнивать числа;
  • иметь представление о единицах измерения времени.

Чтение:

  • понимать разницу между звуком и буквой;
  • знать разницу между согласными и гласными звуками;
  • уметь найти букву и звук в слове (в начале слова, в середине и в конце);
  • уметь подобрать слова на конкретную букву;
  • делить слова на слоги;
  • читать и понимать короткие предложения (2 -3 слова);
  • уметь выделять конкретное слово из потока речи;
  • понимать разницу между словом и предложением;
  • уметь составлять короткие собственные высказывания и пересказывать небольшие тексты.

Письмо:

  • уметь правильно держать ручку;
  • уметь правильно сидеть за столом или партой;
  • уметь обводить рисунок по контуру безотрывным способом;
  • рисовать по точкам или клеточкам;
  • копировать геометрические фигуры с образца;
  • продолжать штриховку рисунка;
  • аккуратно закрашивать рисунок (не выходя за контуры);
  • копировать печатные буквы, слова и предложения (по желанию).

Большинство учителей против того, чтобы родители учили детей писать прописные буквы, т.к. большинство родителей уже не помнят правила написания букв и отдельных элементов, а научить ребёнка сразу писать красиво и правильно легче, чем потом переучить.

ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К РЕГУЛЯРНОМУ СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ТРУДУ – ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ №1

Психологическая готовность ребёнка к школе  тоже очень важна, ведь от его готовности учиться: планомерно, ежедневно трудиться над усвоением новых знаний и получением новых навыков, зависят его результаты. Понятно, что учителя учат детей учиться – обучают правильно работать с текстом, задачей, правильно выполнять домашнее задание и творческие работы, и многому другому тоже,  но приучить  ребёнка к регулярному систематическому труду – задача родителей номер один. Если ребёнок не может даже к уроку подготовиться самостоятельно: достать карандаши, пенал, нужную тетрадь и учебник, то сразу становится понятно, что дома ему даже собственный портфель собрать не доверяют. Таким детям сложно в школе, не смотря на то, что они могут быть и способнее одноклассников, и лучше подготовлены к школе.  Но пускать всё на самотёк тоже не стоит.

Психологическая готовность детей к школе подразумевает:

  • умение работать в микрогруппах или группах;
  • адекватное общение со сверстниками;
  • установление элементарной логической цепочки;
  • умение концентрировать внимание на короткий период времени (минимум 5 минут), развитие произвольного внимания (управление своим вниманием);
  • умение классифицировать и сортировать предметы по заданным свойствам;
  • расширение личного активного и пассивного словаря (до 5 – 6 тыс. слов);
  • умение действовать в заданных ограничениях и правилах (дисциплина);
  • развитие воображения, творческого и образного мышления;
  • развитие зрительной и механической памяти.

ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ ЗА МЕСЯЦ НЕРЕАЛЬНО

Можно только повторить или закрепить.  Умения и навыки, которые понадобятся будущим первоклашкам,  вырабатываются не так быстро, как бы хотелось родителям, поэтому  дошкольникам и предлагаются подготовительные курсы продолжительностью от 3 до 9 месяцев. Если ребёнку повезло с воспитателями в детском саду или с ним активно занимались дома, то можно ограничиваться экспресс-курсами,  которые предлагают общеобразовательные школы в июне.  Но 6-7 летний ребёнок – никак не студент, который может подготовиться к экзамену за пару дней.

ВМЕСТЕ, А НЕ ВМЕСТО

Первый класс – достаточно сложный период в жизни ребёнка, ему необходима родительская помощь. Но она не должна заключаться в выполнении его дел вместо него, пока ребёнок привыкнет к своим новым обязанностям, делайте их вместе. Вместе садитесь за уроки, действуя по разработанному вместе с ребёнком алгоритму:
1. Попили воды, сходили в туалет.
2. Убрали лишнее с рабочего стола, выложили нужные книги-тетради, дневник, пенал.
3. Прочитали домашнее задание, определили порядок выполнения предметов, количество и продолжительность  перерывов между ними.
4. Выполнили по порядку.
5. Сложили портфель.
6. Убрали на столе.
7. Подготовили форму и обувь на завтра.
Ребёнок освоит этот алгоритм выполнения домашнего задания за неделю-другую и объективная необходимость участия родителя в подготовке домашнего задания сведётся к функции контроля и помощи в сложных случаях.

А ещё ребёнку нужна поддержка родителей, их уверенность в том, что он умница и обязательно справится даже с тем, что сейчас кажется сложным, тогда ребёнку будет легче адаптироваться  к новым условиям  и научиться справляться с трудностями.

ДЕТИ ВСЕГДА ГОВОРЯТ ПРАВДУ

Учитель всегда знает, что происходит в семье каждого из его учеников.  Ведь  дети непосредственны, и всегда делятся радостями своей семьи, и, если доверяют учителю, горестями.  Все семейные ссоры, выяснения отношений,  разводы, переезды и прочее жизненные неурядицы очень сильно отражаются на детях, их поведении и успеваемости. Поэтому родители, которые скрывают от учителя настоящие причины  проблем  ребёнка, теряют своего союзника: вместо того, чтобы сообща помочь ребёнку пережить нелёгкий период, его оставляют без поддержки и дома, и в школе.  К счастью большинство родителей понимают ситуацию и заботятся о чувствах своих детей.

УЧИТЕЛЬ С РЕБЁНКОМ ТОЛЬКО НА 4 ГОДА, РОДИТЕЛИ – ВСЮ ЖИЗНЬ

Большинство родителей всё же учёбой своих детей интересуется, и на родительские собрания такие родители ходят. Ведь  родительское собрание для родителей предназначено – на нём учитель рассказывает, что происходит с их детьми, учит, как правильно работать с ними дома, как выходить из тех или иных ситуаций, как воспитывать, как объяснять, как слушать – это и есть «родительские университеты».  Учитель начальных классов с ребёнком  только на 4 года, а родители – всю жизнь, и от их умения с ним управляться зависит их же будущее. Мудрый педагог никогда не станет навязывать родителям своё мнение, но, если ребёнок доверяет учителю и идёт в школу с радостью, то к советам такого преподавателя стоит прислушиваться.
Подготовка ребёнка к жизни, как и к школе – это  в любом случае  задача родителей. Учитель, даже самый чудесный, может лишь помочь, но от этой помощи отказываться не стоит.

Ещё интересные материалы:

Первоклашки на «дистанционке»: как это реализовать?

Собираетесь в 1 класс?

Первый класс — он трудный самый

 

Как подготовить ребёнка к школе? Мнение учителя начальных классов со стажем.: 1 комментарий

  1. Слово » длина» пишется с одним н , если это существительное. Безотрывное письмо ( как и обведение по контуру) наносит вред ребенку- это чрезмерное напряжение кисти. Доказано российскими учёными. Чтобы научить ребенка красиво писать,- нужно работать НЕ шариковой ручкой, а карандашом. Шариковая ручка формирует мышечный зажим. Чтобы усвоить новый материал- головной мозг должен достроиться, на его строительство идёт белок, который вырабатывается в организме ребенка в результате движения. ДВИЖЕНИЯ. Школа к этому готова?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *