Рецепт счастья от беларусов

Авторы: эксперты проекта Татьяна Размыслович, Оксана Терляева

Беларуские народные рушники различаются по цели и назначению. Одни защищают, другие благословляют, третьи помогают в различных ситуациях, а какие-то даже показывают устройство мира и готовы подсказать смысл жизни.  Увидеть  разнообразие рушников можно в наших музеях.  Среди экспонатов достаточно часто встречается  рушник с древом жизни, одним из самых популярных сюжетов не только у беларусов. Он же является ведущим мотивом знаменитых слуцких поясов. Древо жизни регулярно  пытаются повторить современные мастера, но знают ли они, какой смысл скрывается за этим орнаментом? Рассказываем.

Древо жизни на беларуских рушниках  иллюстрирует гармоничную систему развития человека.  На наших полотнах  чаще всего можно увидеть древо жизни с 5-ю уровнями. Редко, но можно найти семиуровневые.

Древо жизни рассматривается в мировых культурах и религиозных практиках по-разному.  Мы будем смотреть на этот мотив исключительно в беларуском контексте.

У нашего народа всегда были особые отношения с деревьями.  Наверное, именно поэтому название части наших предков «древляне», происходящее слова «издревле», летописец разъяснил как «сидящее в деревех». Разумеется, наши предки в дуплах деревьев сидели не больше чем предки всех других  народов, проживавших в зоне бореальных лесов Европы, но их всегда окутывал особый ореол мистики. Не зря наших предков литвинов соседи считали колдунами, ведунами и покорителями нечисти. До нас дошли народные рассказы о том, как литвин или литвинка исцеляли от тяжёлой болезни, избавляли от преследующих неприятностей или выгоняли нечисть из дома. И этими необыкновенными способностями наших предков наделяла именно жизнь в лесу.

Во-первых, Дерево было в прямом смысле слова живым. К нему приходили за помощью, поддержкой, его включали в ритуалы и таинства. Пример: молодые по дороге  в церковь заезжали в лес и собирались возле дуба, кланялись ему, а затем пели и танцевали на поляне возле него; воду после первого ритуального купания мальчика выливали под мужское дерево, а девочки — под женское, чтобы дети были крепкими, счастливыми, продолжили свой род, чтили традиции предков и др. До сих пор дерево – это важный символ. Мы ходим в лес, чтобы напитаться энергией и высаживаем деревья  как символ продолжения жизни.

Во-вторых, дерево – это выражение ключевых этапов жизни беларуса. Его корни  — это связь с предками. Ствол —  жизненный путь. Ветки и листья —  его дети и внуки. И каждый находил своё место в жизни и её смысл на этих этапах.

В-третьих, жизнь наших предков в тем времена напрямую зависела от деревьев: они давали кров, тепло. Значительную часть пищи тоже давал лес.

Но поговорим о самом символе. Символ древа жизни очень древний и восходит к культурам древней Ассирии и Шумера. Именно на фресках того периода мы встречаем первые изображения, которые принято называть Древом жизни.

И четвёртая идея включения дерева в народную традицию, по нашему мнению, связана именно с  его  этой ипостасью.

Древо жизни на беларуских рушниках иллюстрирует, как это ни удивительно, чакорную систему человека.  Мы привыкли относить понятие «чакры» сугубо к индо-буддийской культуре, но учение об энергетическом устройстве человека существует и в славянской версии. Это просто древнее знание, которое нашло отражение в мировой культуре и которое было доступно тем народам, которые сохранили знания далёких предков. Современный беларуский этнос относится к ним. (Дополнительный материал по этой теме: культурный код беларусов).

Традиционно считается, что чакр 7 (сейчас считают 12), однако, на наших сакральных полотнах  их чаще всего пять. Почему?

Рассмотрим функциональное назначение первых пяти чакр.  Нижняя (муладхара)  отвечает за удовлетворение базовых физиологических потребностей для выживания.  Следующая (свадхистана) отвечает за  безопасность. Далее (манипура)  — это взаимодействие с социумом. Следующая (анахата) помогает проявлять  и получать любовь в  мире живых существ.   Пятой чакрой является вишудха , она связана с творческим самопознанием и самовыражением.

Когда эти пять чакр открыты и находятся  в гармонии, то человек счастлив. Всё очень просто и до сих пор актуально. С нашей точки зрения именно такой рецепт  достижения счастья и иллюстрируется на рушниках.

Как было сказано выше, система чакр всё же состоит  из 7 точек.  Шестая чакра (аджна) отвечает за интуицию, нестандартность мышления, умение видеть мир под другим углом. Открытая шестая чакра позволяет человеку быть творцом своей жизни. Седьмая чакра (свадхистана)  выражает единство человека с Вселенной. Если эта чакра и все предыдущие  развиты, то человек знает, что жизнь не заканчивается только этой жизнью, что все события не являются случайными, что всё появляется из того, что мы творим сами.  Шестая и седьмая чакры – это по сути продвинутый уровень развития, которого достигают те, кто хотят этого. Поэтому резонно использовать на общеупотребимых рушниках древо жизни с 5-ю уровнями как  самый простой рецепт счастья испокон веков.

Образцы рушников  и картин современных беларуских мастеров с мотивом древо жизни из фондов музеев Беларуси:

Национальный художественный музей
С выставки нематериального культурного наследия
с выставки клуба «Валошкi»
с выставки клуба «Валошкi»

 

Наумова Алеся
Усова Екатерина и Валентина Юрьева

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Искусство как зеркало души

Беларуский орнамент со смыслом

Мудрые фразы беларусов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *