Ломаная самостоятельности или об адаптации учеников к требованиям средней школы

Автор: Анастасия Карпова, учитель математики в ГУО «Привольненская СШ»

9-11 лет — это возраст под девизом «Прощай, начальная школа – привет, взрослая жизнь!». Именно так этот период воспринимают мои ученики. Они чувствуют, что 5-6 класс — это перелом, ведь родители над тобой уже пекутся не так сильно, как они это делали в начальной школе, и вся реальность подталкивает тебя к большой самостоятельности.

Я работаю в 5-6 классах. Каждый раз, приходя на урок математики в сентябре в новый класс, я вижу в глазах детей непонимание, недоверие, а иногда и полное безразличие к моему предмету. Несомненно, для учителя это неприятное зрелище, но я понимаю чувства детей, которых бросили в море под названием «Самостоятельность».

Что я делаю: я бросаю детям, барахтающимся в море самостоятельности, спасательный круг в виде взаимодействия с родителями. Я считаю, родитель — это главный пример и главная поддержка для ребенка. У меня есть важные слова для родителей. Мы знаем, что предметы 5 класса требуют большей сосредоточенности от школьника, в отличие от начальной школы. Учителя в средней школе оценивают ученика по факту готовности к уроку. Школьники обычно считают это некой несправедливостью. Период адаптации осложняет новая непривычная обстановка. Ученикам предстоит столкнуться с разными учителями, а соответственно и различными требованиями к каждому предмету. Добавим к этому большой объем информации и страх перед новыми предметами. Если бросить ребенка одного в этом море «Самостоятельности», то его яркую детскую личность там можно потерять. Прошу вас, родители, не снижать уровень контроля за выполнением заданий, за успеваемостью ребенка и его эмоциональным состоянием весь этот период. Приходите к учителям и давайте работать вместе со страхами и трудностями в обучении детей.

За время работы с 5-6 классами я заметила несколько страхов и проблем, связанных с математикой. Скажу сразу, что я всё еще продолжаю искать и совершенствовать себя как учителя и, думаю, уже в следующем году у меня будет еще больше педагогических открытий.

Сейчас я чаще всего встречаю вот эти установки у детей в этом возрасте:

1. Зачем думать самому, если есть интернет;

2. Зачем учить правила, если я могу спросить у «Саши»;

3. Зачем разбираться с ходом и мыслью решения, если я могу списать, потому что «мама разрешила».

1) Откуда это берется? Современные дети имеют гаджеты и выход в интернет, где найти решебник проще простого. Это, действительно, простое решение. Не поспоришь. Но к чему это ведет? Основной путь изучения математики – делать самому, прочувствовать каждое задание, разобраться с ходом решения целиком и полностью «руками». А решебники лишают этого. «Благодаря» решебникам дети утрачивают способность мыслить абстрактно и начинают думать шаблонно, что ведет к тому, что малейшее отклонение от условия задания и ребенок не может найти решение. Мне кажется, что за любовью к решебникам стоит страх «я не справлюсь», а также отсутствие понимания, зачем нужно учиться думать. Как я сейчас решаю вопрос: объясняю, что математика учит думать не шаблонно, привожу примеры высокооплачиваемых профессий, в которых крайне важно использовать абстрактное мышление. Также у меня есть родители, которые установили лимит на пользование гаджетами и интернетом своим детям. Это в какой-то степени помогает искать решение самостоятельно тоже.

 

 

2) Если ребенок не списывает с решебника, это не значит, что он не может списать математику у соседа. Здесь я заметила 3 вещи. У ребенка возникает чувство зависти к тому, кто легко справляется с математикой. Ему кажется, что его сосед, т.к. он это делает легко, должен давать ему списывать. А если он не будет это делать, то зависть вызывает негодование, агрессию, буллинг. Еще одна ситуация со списыванием может разворачиваться из-за того, что дома не контролируют выполнение домашних заданий. Мама спрашивает: «Ты сделал домашнее задание»? Ребенок: «Да, мам, я давно все делал». Довольны родители, а у ребёнка теперь открыта дорога к списыванию. Учитель, кстати, здесь тоже может быть виноват. Педагог видит выполненное задание, далее ребенок получает похвалу, а соответственно и мотивацию к тому, что стоит продолжать так поступать. Как я сейчас решаю вопрос: рассказываю, что домашняя работа – это интеллектуальная собственность. Объясняю, почему важно учиться думать самому. Также я отслеживаю прогресс каждого ученика и знаю, как и любой учитель, где работа может быть списана.

3) В последнее время я столкнулась с тем, что родители или репетиторы побуждают своих детей к списыванию. Как это происходит? При подготовке к самостоятельной/контрольной работе репетиторы/родители находят задания и зная, что ребенок не в состоянии выполнить ВСЕ задания, выполняют их за ребенка, затем делают своему подопечному/чаду шпаргалки и отправляют на проверочные работы. Что в голове происходит у школьника во время написания той самой работы? Мысли «как списать с листочка». При этом ребенок не пытается решить что-то сам, даже если он прекрасно знает, как это делать, потому что он уверен, что репетитор/мама знают лучше. На мой взгляд, в основе этого лежит низкая самооценка и неуверенность в своих способностях. Причем, наверное, у родителей тоже есть эта неуверенность в своем ребенке. Плюс, здесь еще прослеживается идея о том, что вам важна отметка как показатель уровня развития ребенка. Нанимая репетиторов, которые будут прорешивать задания, чтобы не было двойки в школе, вы даете школьнику понять, что важны только цифры. Как я сейчас решаю вопрос: пока мне удается с теми, кто не успевает по предмету, проводить поддерживающие занятия. Также на уроках они получают задания чуть полегче. А с теми, кто списывает, я либо провожу устный опрос по тем же заданиям, что были в работе, чтобы подтвердить отметку, либо прошу переписать работу в других условиях.

 

В завершение, я хочу поделиться вдохновляющими словами, которые говорю пятиклашкам.

Математика — это предмет, без которого не обходится ни один Ваш день! Абсолютно каждый ваш день можно описать математическими терминами. Как? А вот как: Вы проснулись, что первое Вы видите? Правильно — время на вашем гаджете/будильнике. Что это? Без всяких сомнений — числа! Далее Вы выполняете свои ежедневные дела. Как это описать? Вы – переменная, которая меняет своё местоположение с течением времени либо обстоятельств. Весь Ваш дневной процесс, это график некоторой функции, а Вы – точка, лежащая на этом графике, в нашем случае, точка, бегущая по этому графику. Забавно, не правда ли? Заканчивается Ваш день теми же числами. И это я не говорю о стандартных вещах, связанных с математикой: подсчет чего-либо (деньги, числа и т.д); время; номера домов, телефонов, автобусов; и еще кучу чего. КАЖДЫЙ день и КАЖДАЯ минута связывает Вас с математикой.

Ещё интересные материалы:

Словообразовательные фокусы — средство от зубрёжки

Я не могу… что делать, если не получается?

Обучение онлайн: как осилить?

Ломаная самостоятельности или об адаптации учеников к требованиям средней школы: 2 комментария

  1. Прекрасная статья. В начале пятого класса дети, как дикие звереныши, бояться тебе довериться. Постоянное сотрудничество с родителями меняет взаимоотношения учащихся с учителем. Чем раньше построишь диалог, тем больше учащихся перетянешь на свою сторону. Приятно же слышать от родителей, что учащиеся постоянно о тебе говорят.

    1. Спасибо за отзыв о статье. И да, безусловно, приятно слышать, что ученики говорят о тебе и, более того, приятно ощущать, что тебе все таки удалось расположить их доверие к себе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *