Лэпбук — 100% креатива!

Творчество делает любой урок более интересным и эффективным.
Галина Михайловна Рутич, учитель истории
 средней школы № 1 имени В. Х. Головко  в г. Берёза, рассказывает  о лэпбуках и показывает работы своих учеников.

 

Лэпбук – это интерактивная папка и особая организация учебного материала на определенную тему. Это одновременно и плакат, и книга, и раздаточный материал.

Рисунок 1 – лэпбук по теме “Люблинская уния”

Каждый лэпбук уникален, как и его создатель. Нет правильного или неправильного метода его создания.

Для работы над лэпбуком подойдёт всё: цветная бумага, распечатанные и вырезанные, самостоятельно нарисованные картинки и иллюстрации; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Большим плюсом лэпбука является то, что он становится инструментом образования, сделанным вручную. Сам по себе лэпбук интерактивный, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, даёт ему возможность сконцентрировать своё внимание на определённом аспекте более глобальной темы.

 

Рисунок 3 – лэпбук в сложенном виде по теме “Австралия”

Можно создавать различные по содержанию и оформлению лэпбуки, которые будут рассказывать про разные аспекты культуры Беларуси, например, эпохи Просвещения или Ренессанса. Ключевыми направлениями здесь станут “Архитектура”, “Изобразительное искусство”, “Литература”, “Музыка”, “Театр”. Наполнение и раскрытие этих вопросов будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и как захотят её решить. Это станет свидетельством индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

 

Рисунок 4 – лэпбук по теме “Адраджэнне на Беларусі”

Благодатной почвой для создания лэпбуков являются темы из истории Беларус. Например, “Полоцкое княжество”, “Образование Великого Княжества Литовского”, “Реформация и Контрреформация”, “Образование Речи Посполитой”, “Разделы Речи Посполитой”.

Я предлагаю своим ученикам создать лэпбук, который будет отражать деятельность исторических персон. Например, религиозных просветителей Беларуси IX – XI вв., культурных деятелей романтизма на белорусских землях, Кастуся Калиновсого, Тадеуша Костюшки, Петра Машерова и многих других личностей, которыми им будут интересны.

Рисунок 5 – лэпбук в сложенном виде по теме “Княжение Витовта”

Также я заметила, что особенно эффективно  использовать  лэпбуки на обобщающих уроках по всемирной истории. Я дала возможность каждому  ученику 11 класса выбрать по желанию любую страну мира и с помощью лэпбука осветить социально-политические и культурно-общественные процессы за последние три года. Карманы лэпбука учащиеся выбирали сами. Как правило, освещали политический строй страны, действующих президентов (там, где они есть), административное деление, гимн, герб, флаг, систему образования, состояние экономики, ресурсов, денежное обращение, достопримечательности, культурные памятники, особенности жизненного  уклада, традиционные праздники, природные объекты. Ребята использовали марки, открытки, монеты, купюры, карту метро. С помощью QR-кодов можно было услышать гимн страны, узнать больше сведений о государстве, побывать в виртуальном музее.

Презентацию работ Вы можете увидеть, выйдя по ссылке:

Рисунок  6 – лэпбук по теме “Япония”

На мой взгляд, роль учителя в процессе создания лэпбуков — помочь учащимся сделать открытие в ходе самостоятельной творческой деятельности. Педагог — это наблюдатель, который при необходимости вмешивается в процесс и помогает советом.  За период обучения с классом можно сделать серию лэпбуков.

Что нужно, чтобы сделать лэпбук своими руками, и в какой последовательности действовать?

Выбираем тему

Темой папки-лэпбука может быть абсолютно любое явление, событие или личность. С учётом возраста учащихся подумайте, насколько глубоко Вы собираетесь погружаться в тему. От этого и будет зависеть количество разверток и деталей вашего лэпбука.

Составляем план

После того как Вы определились с темой, возьмите листок, ручку и напишите план. Он должен быть хорошо продуман, чтобы максимально структурировать информацию, выдать её интересно и творчески.

Рисуем макет

Пришла очередь визуализировать свой проект. Вы должны четко представлять, в каком месте будут расположены рисунки, кармашки, вкладки, книги и другие детали. Рисуем все это от руки на обычном листе бумаги.

Рисунок  7 – лэпбук по теме “Российская Федерация”

Размер лэпбука: 

Стандарт — папка А4 в сложенном виде или А3 в развернутом. Такие форматы считаются удобными, однако это не является догмой.

В лэпбуке могут быть следующие элементы:

— кармашки различной формы и размера (также в виде книги или «гармошки»);

— конвертики;

— окошки, графики, диаграммы;

— дверцы;

— стрелки;

— карточки;

— элементы, которые можно извлечь;

— элементы, которые поворачиваются вокруг своей оси;

— пазлы.

 Рисунок  8 – лэпбук по теме “Австралия”


Что нужно, чтобы создать лэпбук:

— картонная папка основа;           

— обычная и цветная бумага;

— ножницы;

— клей-карандаш;

— степлер;

— скотч;

— декоративные элементы (при необходимости).

Формы работы над лэпбуком:

— индивидуальная;

— групповая;

— парная.                       

 

              Рисунок  9 – часть лэпбука по теме “Венгрия”

При парной работе над лэпбуком рекомендуется использовать следующий алгоритм:

  1. Разберите кейсы с материалами для лэпбука по группам.
  2. Определите роли в группе (кто будет подписывать рубрики, делать макет, размещать кармашки, работать с информацией и т. д.).
  3. Сложите конвертики, гармошки.
  4. Оформите внутреннюю часть лэпбука, равномерно распределяя составные элементы.
  5. Подпишите необходимую информацию, кармашки
  6. Придумайте название вашему проекту (возможно, такое, которое привлекло бы к вашему проекту аудиторию). Напишите его на створках лэпбука.
  7. Прорекламируйте ваш лэпбук.
  8. Укажите, что можно дополнить, чего не хватает.

Существуют готовые шаблоны кармашков и лэпбуков:

— www.homeschoolshare.com/level_3_lapbooks.php

— https://www.pinterest.com/pin/101964379036267867/?lp=true

— https://www.pinterest.com/justjamerrill/free-homeschool-lapbooks-and-lapbooking-resources/?lp=true

— https://diyhomeschooler.com/2012/06/01/100-editable-lapbook-templates-free/

 

Рисунок  10 –  лэпбук по теме “Великобритания”

 Почему Вам нужен лэпбук?

Я уверена, что создание лэпбука решает задачи современного образования:  ученик получает не только знания по предмету, но и всесторонне смотрит на проблему, ставит задачи и решает их, творчески подходит к вопросу организации и подбора информации.

Лэпбук  — это инструмент для формирования  личности, которая может нестандарно думать, предлагать и реализовывать различные идеи.

А еще это отличный способ для закрепления, обобщения и повторения изученного материала только уже  в креативной форме.

Ещё интересные материалы:

Играем против буллинга!

Оценка против отметки

Обучение онлайн: как осилить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *