Как расслабиться на уроке?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Я хочу, чтобы на занятиях ученики были расслаблены и при этом чтобы качество обучения не терялось. Как думаете, это возможно? Я скажу «да» и расскажу, как  это может делать учитель.

Я расслаблен на уроке!
Я начну с того, что объясню значение слова расслабиться. Я воспринимаю его не как синоним к слову безделье, а как антоним к слову напряжение. В моём понимании расслабиться значит вернуться в состояние покоя. Я представляю себе эмоциональную шкалу, по который мы в зависимости от ситуации можем перемещаться от нуля до 10. Где 10 – это состояние высочайшего эмоционального напряжения, 0 —  комфортное состояние покоя. Так вот, расслабление – это возвращение к нулю. Я считаю такое состояние ресурсным, потому что ты не нервничаешь, не гиперактивен, не возбужден, не испытываешь страх. В состоянии расслабления (или в нуле) тебе комфортно. По моим наблюдениям, расслабленный студент способен более качественно усваивать информацию без перегрузки и с сохранением желания учиться дальше.

Исходя из этой идеи я верю, что одна из целей учителя на уроке, – это создать такую обстановку, в которой оба участника процесса обучения (педагог и обучаемый) будут расслаблены, т.е. на эмоциональном нуле или около него.  Судя по своему опыту, эту цель не так легко достичь, как может показаться. Часто бывает так, что учитель эмоционально неспокоен и это отражается на ученике.  Либо ситуация противоположная: обучаемый приходит на занятие в нерабочем настроении и педагог вынужден как-то выравнивать ситуацию, возвращая его на эмоциональный ноль.  Очень бы хотелось, чтобы все участника учебного процесса начинали занятие в комфортном состоянии, но это утопия. Поэтому возникает вопрос: как расслабить и самому расслабиться на уроке?

Как достичь этого состояния?
Для меня  есть 2 варианта. Первый: решение вопроса со своими эмоциями вообще. Если учитель или ученик начинают  занятие в состоянии, когда ему не хочется делать то, что он делает, ему плохо и некомфортно, то надо задуматься о том, почему это состояние возникло  и проработать его. Я сталкиваюсь с такими ситуациями. Меня научила  с ними работать тренер по эмо-интеллекту Оксана Терляева. Я либо рисую свою проблему, а потом методом ассоциаций ищу ключи, либо прописываю всё, что меня беспокоит в 3-м лице, либо задаю себе прямые вопросы и отвечаю быстро на них. Когда причина найдена, я делаю ментальные подарки всем участникам ситуации, благодарю каждого и прощаю себя и своё тело за накапливаемые обиды, страх или стресс. Эти техники помогают мне. Новичкам в работе со своими эмоциями посоветую посмотреть видео Оксаны или почитать её материалы.

Второй вариант более практический и более мгновенный. Достаточно часто случаются ситуации, когда надо что-то делать по ходу урока, а с эмоциями  будем разбираться потом. В таком случае Вам пригодятся идеи, которые помогут быстро расслабить учеников и самому вместе с ними. Предлагаю свои идеи:

—  Начать урок с небольшой игры.  Она не обязательно напрямую связана с темой занятия, но она задаёт настроение и переключает со своих проблем на учёбу. Я делаю маленький квиз с интересными вопросами и вариантами ответов. Иногда я предлагаю студентам поиграть  в «Табу», где нужно описать заданное слово без использования других. Я могу просто взять  что-нибудь из книг, где печатаются разные учебные активности по уровням.  Главное, чтобы эта игра не занимала много времени и нравилась мне самой.

—  Предлагаю студентам порисовать. Если это в начале урока, то я прошу нарисовать схематически и подписать то, что символизировало прошедший день или неделю. Потом мы  все вместе рассматриваем рисунки и угадываем, что это значит.  Если  в середине урока я вижу, что то, что мы делаем, никак не идёт, то прошу нарисовать схематически то, что я скажу. Я выбираю какие-то простые объекты. Например, дом, облако, собака. Прошу подписать картинки, а затем составить с каждым словом словосочетание или предложение. Если у меня занятие с высоким уровнем, то соединить предложения в мини-историю.  Можно попросить учеников в конце урока нарисовать какие-то вещи, которые обсуждали на занятии. Затем все вместе вспоминаем, с чем они были связаны. Подобных мини-заданий каждый учитель сможет придумать много. Важно сразу говорить своим ученикам, что Вы не требуете от них проявления художественных способностей и более того Вы даже не будете никому показывать свой рисунок. Вы это делаете для себя. Также обязательно нужно демонстрировать пример.

— спеть песню. Эта идея у меня отлично работает на офлайн занятиях в рамках уроков английского. Песня  — это настроение и материал, который можно использовать. Здесь главное выбирать что-то не сложное и не занимающее много времени. А такую песню не так легко найти, поэтому учебные рифмовки или отдельные куплеты  подходят отлично.

— посмотреть скетч-шоу.  Порция юмора помогает снять напряжение. Сейчас очень много небольших видео, которые можно показать, а потом попросить ответить на несколько базовых вопросов. В рамках своего предмета я всегда предупреждаю, что видео оригинальное и поэтому это будет нелегко и главное  для нас — ответить на вопросы.  Т.е. мне нужно их общее понимание. Конечно, я выбираю такое видео, которое будет достаточно посильным для студентов. В случае с другими предметами, я думаю, что это тоже реально, ведь сейчас тик-ток и ютюб предлагают тебе большое количество блогерских материалов. Вопрос только в том, чтобы находить их, и иметь собственную коллекцию на все случаи жизни.

—  раздать ученикам роли.  Я заметила, что часто ученики приходят уже наполненные своими невзгодами. Ты их спрашиваешь: «Как дела?», а они не знают, что тебе сказать. В таких случаях я создаю ролевые карточки, в которых прописаны какие-то основные факты из биографии и то, что они должны всем рассказать. Подбираю иногда смешные факты. Прошу посмотреть на карточку и представить себя этим персонажем. Приведу пример: Борис Джонсон, персональный парикмахер английской королевы, сэндвич, барная стойка, учебник английского языка 7 класса,  пограничный пёс или кот Бабы Яги. Студент, вживается в образ и рассказывает кратко о своей жизни. Я могу предложить ученикам быть весь урок этими героями, называя их именам персонажей и спрашивая их мнение по разным вопросам.  Может быть не каждый преподаватель рискнёт использовать, но эта игра отлично снимает напряжение.

—  я улыбаюсь и не акцентирую внимание на промахах учеников. Это значит, что даже если я вижу, что ученик плохо подготовлен, плавает в материале и не может сделать то, что  я его прошу, я улыбаюсь и не накаляю обстановку. Если я работаю с кем-то индивидуально, то я принимаю решение вернуться к тому, что мы изучали ранее,  повторить это, а потом снова сделать задание, вызывавшее трудность. Иногда я просто снимаю задание и говорю, что мы вернемся к нему позже (что так и происходит только либо в домашнем задании, либо на следующем уроке). Если я работаю в группе, то я благодарю студента за попытку ответить и прошу другого участника предложить свой вариант. После услышанного ответа я прошу ученика, который не ответил, повторить. Обязательно хвалю. Если ситуация разовая и нетипичная для ученика, то я отношусь к этому снисходительно. Всякое бывает. Если  часто бывает, что мой студент плавает в материале и не может ответить, то уже встаёт вопрос о дополнительном персональном задании.

И несколько советов как быстро рязрядить обстановку:

— Громко что-то уроните. Книгу, стакан с карандашами, стул тоже можно. Удивлённо или испуганно «ойкните», пробормочите что-то о своей неловкости и попросите учеников помочь. Поблагодарите за помощь. Внимание окружающих переключится;

— Попросите открыть окно, принести мел, налить вам воды и т.д. Поблагодарите. Это тоже хорошо переключает внимание;

— Вспомните что-то «очень важное», с испуганными глазами и прикрытым рукой ртом. Даже если это будет тривиальный вопрос «выключили ли вы утюг», окружающие вас поймут и даже посочувствуют, — этим вопросом хоть раз в жизни задавался каждый;

— Можно начать что-то судрожно искать в сумочке, ящике стола или карманах. Главное, делать это достаточно долго и с озабоченным лицом. Движения приковывают внимание окружающих, т.е. они автоматически отвлекаются от неприятного предмета разговора.
Любой из этих способов поможет отвлечь внимание окружающих от неприятной темы и даст время подумать над решением возникшей ситуации.

Но вообще расслабление на уроке для меня напрямую связано с удовольствием. Поэтому я стараюсь составлять такой план занятия, который мне будет интересен самой. Когда мне нравится самой рассматривать картинки и что-то обсуждать со своими учениками, я расслаблена, я получаю удовольствие. Оно автоматически транслируется моим студентам. Я всегда использую это правило.

 Уважаемые коллеги, а что вы делаете, чтобы ваши ученики расслабились на уроке и вообще, а вы считаете важным делать так, чтобы ученик с вами на уроке находился в комфортном эмоциональном состоянии? Напишите. Мне интересно ваше мнение.

 

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Как и почему учителя унижают учеников

Чему вас научили дети?

Электронные дневники: чего ожидать?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *