Не знаю, как Вам, а лично мне при упоминании традиции разувать мужей, которая по официальной версии демонстрирует покорность жены мужу, на ум приходит история Рогнеды Рогволодовны, которая отказалась «разути рабынича» Владимира, но всё же ставшая его супругой, родившая ему 7 детей и разрушившая этот брак уходом в монастырь. Сильная женщина с удивительной волей и… властью.
Версии о насилии и викингах оставим на совести тех, кто их придумал, а сами рассмотрим источники, которые нам доступны.
Когда-то мне попалась интересная миниатюра из летописи, точнее серия миниатюр, с которой это расследование и началось. Сразу объясню, почему миниатюры из средневековых летописей. Дело в том, что в те далёкие времена «художественный вымысел» не особо поощрялся, и за детали, которых не было в реальности, можно было лишиться не только заработка, но и головы, поэтому художники старались максимально придерживаться исторической правды.
Но, начнём, благословясь!
Перед Вами ЦАРИЦА Рогнеда (а кто ещё, кроме царицы или королевы мог позволить себе носить корону?), которая была женой князя Владимира. Да и по версии одной из летописей Ижеслав (которого чаще называют Изяславом) говорит отцу, замахнувшемуся на Рогнеду: «Ты на кого меч поднял? На царицу!». И на миниатюре мы видим именно царицу.
Интересно, правда? Жена князя должна быть княгиней, но Рогнеда — царица. В истории есть такие случаи. К примеру, Евпраксия Рязанская, выброшенная из окна терема вместе с младенцем Иваном, тоже оставалась царицей, будучи замужем за князем Фёдором Рязанским.
Давайте посмотрим миниатюры из старинных летописей.
Стоит лишь обратить внимание на головные уборы, как становится очевидным, что великие князья (в своих великокняжеских шапках) с удовольствием женились на царицах (с коронами на головах). Хотя и на княгинях они тоже женились, — в летописях можно найти женщин и без корон, да и головы мужчин короны тоже украшали, но значительно реже. Самые популярные примеры ниже.
Царицы – товар штучный, такую ещё нужно было заполучить. Но не ради похвальбы старались великие князья, что-то же брак с царицей давал. А что именно?
Здесь на ум приходит сказка об Иванушке, который за подвиг получал царскую (королевскую) дочку и полцарства в придачу. Сказка – ложь, да в ней намёк… Именно в сказках народ, не имевший доступа к бумаготворчеству монастырей, сохранял свою историю. Поэтому получаем интересную ситуацию: Иванушка – воин (Откуда у простолюдина будет оружие и конь? Да и подвиги совершать — дело богатырское!), доказавший свою доблесть, становится царём, получив в царевну и половину царства (в придачу))).
Вот и получается, что для того, чтобы стать царём (королём) нужно быть воинского (княжеского) происхождения, жениться на царице (королеве) и прихватить королевство, — рецепт вполне прост!
Сработает ли эта гипотеза в истории?
И ведь срабатывает!
Дочери Рогнеды:
Предслава Владимировна – 5 (!) жена польского князя Болеслава Храброго (ради брака с ней он развёлся с юной дочерью императора Священной Римской империи!). И стал королём! Пробыл, правда, недолго…
Премислава Владимировна – жена венгерского князя Ласло Лысого (её сын Андрей женится на Анастасии Ярославне, её племяннице, и станет королём Венгрии).
Мстислава Владимировна замуж не вышла, т.к. удерживалась в качестве «запасного варианта» Болеславом, ведь Предслава на момент заключения брака была далеко не юна.
Дальше ещё интереснее:
Дочери Ярослава Мудрого (внучки Рогнеды) расхватывались европейскими государями как горячие пирожки:
Анна Ярославна – жена французского короля Генриха1, королева Франции;
Елизавета Ярославна – жена норвежского короля Харальда 3, королева Норвегии;
Анастасия Ярославна – жена венгерского короля Андраша 1, королева Венгрии.
Следующее поколение отследить уже сложнее, но дочь Елизаветы Ярославны Ингигерд (названная так в честь жены Ярослава) сначала выходит замуж за принца Олафа датского, который становится королём Дании, а потом, овдовев, за Филиппа шведского, который (вот случайность-то!))) становится королём Швеции.
Если хотите, продолжите изыскания!

Если уж говорить о судьбе королей, то есть один примечательный момент, о котором говорят историки. Принц/король Олаф датский (муж правнучки Рогнеды Рогволодовны) по официальной версии принёс себя в жертву ради благополучия Дании.
Википедия: «Царствование Олафа было отмечено несколькими годами неурожая и голода подряд. Арильд Хвитфельдт в «Датской королевской хронике» писал, что весны в то время были настолько сухими, что поля выгорели, а осенью зарядили проливные дожди. Голод был настолько страшен, что люди копали землю в поисках корней. Богатые худели, а бедные умирали от голода…. Голод был воспринят как Божья кара за убийство предыдущего короля…» И части тела Олафа были развезены по разным уголкам Дании, чтобы защитить её…
Древняя кельтская традиция, дожившая до средневековья и осуждаемая христианской религией. Равно как и способность женщины приносить мужчине власть. Но это другая история.
А королева Рогнеда – Горислава (горящая славой) если уж и разувала мужа, то совсем по другому поводу. И не было никакого насилия ни над ней, ни над её семьёй.
Смотрите сами миниатюры из летописи.
Нет захвата Полоцка и насилия над царицей Рогнедой, как нет и убийства её семьи. Если помните, убит был брат Владимира, также претендовавший на руку царицы Рогнеды, Ярополк, — и, похоже, это мы видим на миниатюре. Да и сцена разрыва отношений вовсе не выглядит насилием по отношению к Рогнеде Рогволодовне, — какой великий князь рискнул бы в те времена перечить царице… Ведь после её ухода в монастырь Владимир и так потерял реальную власть в своём государстве, — сыновья разделили наследство при живом отце.
А вывод из всей этой истории прост: будьте королевами своей жизни и не верьте тем, кто хочет очернить наше прошлое!
Ещё интересные материалы:
![]() |
Культурный код белорусов |
![]() |
Мы не рабы или пару слов о патриотизме |
![]() |
Традиции образования у белорусов. Какие они?
|