Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Нужна ли физминутка на уроке? В младшей школе — обязательно. А в средней и старшей? Я считаю тоже нужна. Цель физминутки — взбодрить учеников. Старшеклассники нуждаются в дозах бодрости не меньше, а может даже и больше, чем малыши. Но зная подростков, им будет неловко выполнять банальные упражнения всем вместе. Им нужно что-то особенное и со смыслом.
Я предлагаю физминутки, основанные на практиках дыхания. Их достаточно один раз разобрать всем вместе, а потом ученики будут выполнять их индивидуально. Освоенные методики помогут ребятам быстро снимать напряжение на уроке, а также справляться со стрессом во время экзаменов.
Учитель вдохновляет учеников своим примером. Поэтому я предлагаю вам, коллеги, попробовать дыхательные практики на себе и ощутить эффект от них.
Дыхательные практики помогают успокоить ум и снять нервозность или тревогу. Спокойный ум — более продуктивная учёба.
С точки зрения науки, когда наше тело напряжено, мы начинаем дышать более быстро и поверхностно. Это может вызвать производство адреналина и гормона стресса, кортизола. Это в свою очередь приводит к ухудшению познавательных способностей и апатии. Дыхательные упражнения стимулируют так называемый блуждающий нерв, который помогает расслабить организм. Давление падает, сердечный ритм стабилизируется, и мы чувствуем себя лучше.
В этом вы сможете убедиться, когда проделаете всё сами. Каждую из физминуток я проверила со своими учениками. Сначала я дала им текст с описанием дыхательной практики. А потом мы дышали согласно инструкции все в одно и то же время, но каждый работал с дыханием индивидуально и в своём темпе. В итоге, у нас получилась с одной стороны групповая физминутка, а с другой стороны — индивидуальная осознанная практика.
Также мы провели эксперимент: с помощью фитнес-браслета мы измеряли пульс до начала выполнения каждой из техник и после. Результат такой: частота сердечных сокращений уменьшается после дыхательной гимнастики. По моим наблюдениям после дыхательной физминутки у учеников меняется голос и выражение лица. Они становятся более расслабленными.
Дыхательные физминутки:
1) Дыхание «4х4»
Сделайте медленный вдох на 4 счёта. Задержите дыхание на 4 счёта. Сделайте выдох на 4 счёта. Снова задержите дыхание на 4 счёта. Повторяйте комплекс столько, сколько хотите.
2) Дыхание «4х7»
Сделайте вдох через нос, расширяя живот на 4 счёта. Сделайте длинный выдох на 7 счётов.
Не имеет значения, как быстро считать.
3) Дыхание с визуализацией.
Сделайте длинный вдох. Затем сложите губы, как будто бы вы будете свистеть. Представьте, что из вашего рта сейчас будет выходить золотая нить (или струна, или луч….) и устремится горизонтально вдаль. Ваша задача визуализировать эту нить, чтобы воздух выходил равномерно и медленно через рот. Сделайте длинный выдох, представляя нить. Важно не форсировать выдох. Он должен быть плавным и равномерным.
Визуализация здесь помогает отключить поток мыслей и сфокусироваться на дыхании.
4) Дыхание с громким выдохом
Сделайте вдох через нос. Заполните лёгкие, как можно больше воздухом. Когда будете уже на пределе, сделайте еще один маленький вдох. Теперь сделайте выдох через рот со звуком. У вас должен получиться звук похожий на тот, который мы делаем, когда вздыхаем шумно о чём-то или просто звук «ха». Повторите всё несколько раз.
Выдох со звуком отлично помогает быстро снять напряжение.
Эти же физминутки на английском языке для моих коллег ниже.
Полезная лексика:
breath — дыхание. (Запомнить произношение можно, если сравнить это слово с death. Эти лексические единицы звучат похоже).
take a breath — сделать вдох
hold your breath! — задержи своё дыхание!
breathe — дышать ( Важно акцентировать внимание на финальном звуке).
breathe in — вдохнуть
breathe out — выдохнуть
inhale — вдохнуть
exhale — выдохнуть
1) Breathing technique «4х4»
Breathe in slowly for the count of four, hold your breath for four, breathe out for four, then hold it again for four.
2) Breathing technique «4х7»
Breathe deeply through your nose and into the belly for a count of four, then out for seven.
3) Breathing with visualization
Breathe deeply through your nose, then breathe out slowly through slightly pursed lips. Imagine a golden thread extending out from your lips as you breathe out, and imagine extending it out to the horizon.
Pursed lips — губы сжатые (как будто бы собираетесь свистеть или чмокнуть кого-то)
Purse — это женский кошелёк.
Посмотрите на фото. На нижнем — pursed lips, на верхних — a purse.
Уловили схожесть?
4) Breathing with a sigh
Breathe deeply through your nose, and fill your lungs as much as you can. Then, at the top of that inhale, take one more small breath in. Next, exhale slowly through your mouth with a sighing sound.
Уважаемые коллеги, физминутки на уроках — это несколько минут учебного времени, которые могут изменить состояние ваших учеников в лучшую сторону, а еще это интересный опыт. Хотите попробовать?
Ещё интересные материалы:
![]() |
Кому и зачем нужны сказки? |
|
![]() |
|
|
![]() |
Медиаобразование: как есть |