Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Medium — средний, среда или посредник (латынь).
Media — посредники или среды (множественное число от medium).
The media – организации, такие как ТВ, радио и т.п., которые обеспечивают людей информацией и новостями (современный английский).
Медиаобразование связано с англоязычным the media или латинским media?
Медиаграмотность – это про то, как the media не совершают ошибок или про грамотный выбор посредника, т.е. medium?
Медиаобразование:
Книга Ikuta Takashi “Towards the construction of media literacy in Japan” помогла разобраться с тем, что является медиаграмотностью и медиаобразованием, а что нет.
Под медиаобразованием чаще всего понимают использование масс-медиа в учебном процессе. Учитывая, что сейчас средства массовой информации ассоциируются с интернетом и ТВ, то большая часть материалов по медиаобразованию основывается на использовании именно этих источников. Медиаграмотность, по моим наблюдениям, часто преподносится как средство борьбы с пропагандой любого толка и желанием поймать на лжи масс-медиа или того, кто за этим стоит.
В книге Ikuta Takashi я нашла то значение media, которое я интуитивно чувствовала, но искала этому подтверждение. Медиа – это, прежде всего, среды или посредники для передачи информации. Самым первым посредником (medium) был человек. Информация передавалась из уст в уста. Далее появлялись письменные, печатные среды (media). Затем мы стали использовать аудио и аудиовизуальные средства. Сейчас мы живём в эпоху цифровых медиа. Таким образом, медиаобразование — это процесс обучения работе с различными медиа, такими как тексты, изображения, видео, аудио и другие средства передачи информации. Работать с каждым из медиа нужно по-разному и в этом заключается смысл медиаобразования в учебном процессе.
Приведу примеры. Чтобы «прочитать» картину, нужно понимать, по каким принципам работает этот тип медиа. Придётся познакомиться с цветом, типами штрихов, узнать о стилях, типах картин и т.п. Печатные тексты раскроют своё содержание, если мы прочитаем не просто слова, а изучим стилистические нюансы. Стенгазеты и постеры можно декодировать, если разобрать их составные части, изучить цвета, текст, шрифт и вставленные изображения. Сколько типов медиа — столько вариантов работы с ними.
Смещающийся акцент в сторону интернет-технологий, популяризирует идею о том, что медиаобразование — это процесс обучения работы в первую очередь с интернетом-контентом.
Как преподаватель я понимаю, почему эта тенденция распространяется в сфере медиаобразования. В глобальной сети находятся все типы медиа, которые раньше нужно было искать отдельно. Информация стала более доступной и её много. Казалось бы, интернет — это идеальная среда для формирования навыков работы сразу с несколькими медиа. Но я принципиально не готова ставить во главу угла работу с интернет-медиа на своих занятиях. Чтобы анализировать статьи на информационных порталах, необходимо, прежде всего, научиться работать с текстом. Это, как минимум, основы стилистики и лексикологии. Добавим сюда общественно-политический контекст, который может быть далеко не самым очевидным, и который нужно изучать в контексте истории, геополитики и культуры. Декодировать видео-ролики с YouTube — это интересно, но становится увлекательнее и серьёзнее, когда умеешь наблюдать, выделять, сопоставлять факты и обладаешь богатым кругозором. Чтобы разбирать посты в соцсетях как в одном из видов медиа, нужно вообще заниматься развитием эмоционального интеллекта, иначе есть риск, что кроме текста ничего не «прочитаешь». Этим всем я хочу сказать, что я предпочитаю обучать своих студентов работать с отдельными медиа вне интернета. Мне важно сформировать прочные навыки и показать, как можно расшифровать отдельно взятую среду. Я уверена, что так я формирую базу, которой учащиеся смогут воспользоваться в жизни для анализа интернет-контента или того, что будут видеть вокруг.
Медиаграмотность:
Грамотность – это умение читать и писать. Значит, медиаграмотность – это умение «читать» и «писать» различные медиа. «Читать» — означает расшифровывать и получать информацию из определенного medium. Например, зная, что использование размытых штрихов на картине, создаёт ощущение «впечатления» и служит для передачи эмоций, мы «считываем» информацию об эмоциональном состоянии и атмосфере. Или, зная, что крупный план в кино служит для привлечения внимания зрителя, мы поймем, что режиссёр хочет нам передать. Для каждой среды характерен свой «язык». Чем лучше ты владеешь этим «языком», тем более ты грамотный. Что касается понятия «писать», то будучи грамотным, ты можешь создавать свой продукт. В рамках медиаобразования, это может быть создание своих медиа-продуктов: фотографий, видео, аудио и т.п.
Я не разделяю позицию тех, кто считает, что медиаграмотность — это набор знаний, умений и навыков для того, чтобы распознать фейк-ньюс и манипуляции, которые идут через средства массовой информации. Я не утверждаю, что это не входит в понятие медиаграмотности, но это лишь её часть. Я вижу картину целиком: медиаобразование -это про обучение работе с различными медиа. Медиаграмотность – это изучение «языков» медиа. Если кому-то нравится фокусировать своё внимание исключительно на узком сегменте медиаобразования при работе в сети интернет, значит почему-то это для него важно. А мне интересно развиваться разносторонне в сфере медиаобразования.
Уважаемые коллеги, медиаобразование существовало в педагогической практике всегда. Сейчас оно активно дополняется интернет-контентом. Какие медиа Вы выделяете приоритетными для использования в своём учебном процессе?
Ещё интересные материалы:
Критическое мышление: рабочая схема |
||
|
||
«Учитель года»: кому и зачем? |