На сегодня рынок образовательных услуг пестрит предложениями о раннем развитии детей. Однако, мало кто из родителей задумывается, что же собой представляет это «раннее развитие» на самом деле.
Большинство воспринимает рекламные обещания за действительность, и даже не предполагает, что будет с их детьми после применения данных методик. Как их дети потом будут адаптироваться к школе?
Известно, что все методики, на базе которых работает сейчас любая школа «раннего развития», разрабатывались людьми разных профессий и с разными целями.
Некоторые авторы были врачами, работающими над адаптацией детей с особенностями развития, другие — предпринимателями, создающими изначально коммерческие проекты, а третьи — просто заинтересованными родителями. Поэтому и задачи, которые решают с помощью этих методик, тоже разные.
Большинство существующих методик изначально разрабатывались для развития детей с различными особенностями, и только потом, после получения хороших результатов, адаптировались для здоровых детей.
Все методики по-своему хороши и дают определённый эффект от применения, но родителям следует учесть, что они направлены на разные области развития человека, как личности, и все имеют «обратную сторону».
Рассмотрим некоторые из них, которые сейчас наиболее популярны:
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори первая женщина врач, которая занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости.
Обратив внимание,что проблемы детей с нейропсихологическими особенностями связана не столько с медициной, сколько с образованием, Мария Монтессори начала модифицировать материалы разработанные для развития детей с нарушением слуха, а также для людей с ослабленным интеллектом.
Так родилась её методика, которая дала ошеломляющие на то время результаты. Подопечные Монтессори превзошли здоровых детей в чтении, письме и счете. Это повергло в шок Марию, и она адаптировала свою методику для здоровых детей.
Программа разработанная Монтессори основана на индивидуальном подходе к личности ребенка, и нацелена на раскрытие задатков ребенка и его интеллектуальных способностей.
Методика используется в разновозрастных специально обустроенных группах. Согласно автору, один класс — это дети от года до шести лет, а следующий — от шести до двенадцати лет.
Внимание здесь направленно на самостоятельно познание ребенком окружающего мира. Педагог только помогает детям, не вмешиваясь в ход естественного развития.
Достоинства метода Марии Монтессори | Недостатки метода Марии Монтессори |
· Учет сенситивных периодов и стимулирование психических процессов при помощи дидактических материалов (игрушек)
· Широкий выбор развивающих материалов · Совершенствование навыков самообслуживания и коммуникации |
· Дороговизна материалов для развития
· Направленность на интеллектуальное развитие, опуская эмоциональную и творческую сферу · Отказ от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок. (т.к. по мнению автора, они не несут важной нагрузки в развитии личности) |
Методика Глена Домана
Ученый Глен Доман, исследуя особенности психики детей с поражением коры головного мозга, выявил очень важную закономерность- ребенок развивается эффективнее в период активности коры обоих полушарий, а именно до семи лет. И основная задача родителей, по мнению автора, максимально реализовать потенциал ребенка
Его методика направленна на физическое развитие, счет, чтение и конечно, энциклопедические знания. Особенность ее заключается в максимально наполнении ребенка информацией об окружающем мире, для чего предложено использовать «карточки Домана». Работа с ними ведётся родителями на протяжении всего дня.
Достоинства методики Глена Домана | Недостатки методики Глена Домана |
· Активное участие родителей
· Развитие детского внимания · Расширение возможностей детей за счёт большего объема информации · Интенсивность детского развития |
· Большое количество необходимых учебных материалов
· Малый акцент идет на сенсорное и предметно-деятельностное развитие. · Не уделяет должного внимания творчеству · Возможна перегрузка нервной системы ребенка из-за большого объема информации |
Система Сесиль Лупан
Сесиль Лупан не только потрясающая бельгийская актриса, но и (в первую очередь)- мать своих детей. Ее неудовлетворенность системой Глена Домана вынудила ее модернизировать под свои индивидуальные потребности.
Взяв за основу методическую составляющую системы обучения Домана — карточки , она включила их в обыденную жизнь своих детей. А именно — предложила закреплять их на предметах в помещении на уровне глаз ребенка, и позволять малышу с самого рождения уже в игровой форме познавать окружающее пространство .
Достоинства системы Сесиль Лупан | Недостатки системы Сесиль Лупан |
· Возможность заниматься от 3 месяцев до школьного возраста
· Подходит для занятий дома · Затрагивают как интеллектуальную так и эмоциональную сферу развития · Тесное общение с ребенком · Стимуляция позновательной активности |
· Требует полной самоотдачи от родителя
· Необходимо самостоятельно изготовить множество учебных материалов · Своеобразное обучение детей раннего возраста плаванию |
Методика интеллектуального развития ребенка
МИРР был разработан П.В. Тюленьевым- социологом и педагогом. По мнению автора, занимаясь с ребёнком по данному методу от рождения до 18 лет, родители смогу развить его языковые, музыкальные, математические и спортивные способности.
Автор системы уверен , что ребенка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное – тактильные ощущения, чтобы кора больших полушарий активнее формировалась.
Выбор занятий зависит от возраста, а в методику включены современные компьютерные технологии
Преимущества МИРР | Недостатки МИРР |
· Разностороннее интеллектуальное развитие малыша
· Упражнения не требуют много времени · Хорошая подготовка к школьному обучению. |
· Сложно говорить о реальной эффективности упражнений
· Строгие ограничения автора · Недостаток материалов и пособий
|
Итак, мы рассмотрели наиболее интересные и часто встречаемые методики.
В завершение хотелось сказать, что ради успеха и благополучия ребенка мы стремимся развивать его способности с самых ранних лет. Но, кроме родительских желаний, есть ещё и детские возможности, способности и интересы, и именно на них в первую очередь следует обращать внимание при выборе методик. А ещё существуют требования начальной школы к готовности ребёнка к обучению в школе. Ведь учёба должна быть ребёнку и по силам, и в радость, а не скучным повторением уже изученного.
Нам следует помнить, что для гармоничного развития ребёнка в первую очередь нужно именно родительское внимание и здравый смысл в выборе методов обучения и воспитания. Если нехватку знаний ребёнок сможет компенсировать на каком-то этапе сам, то нехватка внимания и ласки в детстве наложит не самый лучший отпечаток на его жизнь .
Магистр педагогических наук
Коррекционный педагог
Апанович Екатерина