Школа раннего развития — коммерческий трюк или необходимость?

На сегодня рынок образовательных услуг пестрит предложениями о раннем развитии детей. Однако, мало кто из родителей задумывается, что же собой представляет это «раннее развитие» на самом деле.
Большинство воспринимает рекламные обещания за действительность, и даже не предполагает, что будет с их детьми после применения данных методик. Как их дети потом будут адаптироваться к школе?

Известно, что все методики, на базе которых работает сейчас любая школа «раннего развития», разрабатывались людьми разных профессий и с разными целями.
Некоторые авторы были врачами, работающими над адаптацией детей с особенностями развития,  другие — предпринимателями,  создающими изначально коммерческие проекты, а третьи — просто заинтересованными родителями. Поэтому и задачи, которые решают с помощью этих методик, тоже разные.
Большинство существующих методик изначально разрабатывались для развития детей с различными особенностями, и только потом, после получения хороших результатов, адаптировались для здоровых детей.
Все методики по-своему хороши и дают определённый  эффект от применения, но родителям следует учесть, что они направлены на разные области развития человека, как личности, и все имеют «обратную сторону».

Рассмотрим некоторые из них, которые сейчас наиболее популярны:

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори первая женщина врач, которая занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости.
Обратив внимание,что проблемы детей с  нейропсихологическими особенностями связана не столько с медициной, сколько с образованием, Мария Монтессори начала модифицировать  материалы  разработанные для развития детей с нарушением слуха, а также для людей с ослабленным интеллектом.
Так родилась её методика, которая дала ошеломляющие на то время результаты. Подопечные Монтессори превзошли здоровых детей в чтении, письме и счете. Это повергло в шок Марию, и она адаптировала свою методику для здоровых детей.

Программа разработанная Монтессори основана на индивидуальном подходе к личности ребенка, и нацелена на раскрытие задатков ребенка и его интеллектуальных способностей.

Методика используется в разновозрастных специально обустроенных группах. Согласно автору, один класс — это дети от года до шести лет, а следующий  — от шести до двенадцати лет.
Внимание здесь направленно на самостоятельно познание ребенком окружающего мира. Педагог только помогает детям, не вмешиваясь в ход естественного развития.

Достоинства метода Марии Монтессори Недостатки метода Марии Монтессори
·         Учет сенситивных периодов и стимулирование психических процессов при помощи дидактических материалов (игрушек)

·         Широкий выбор развивающих материалов

·         Совершенствование навыков самообслуживания и коммуникации

·         Дороговизна материалов для развития

·         Направленность на интеллектуальное развитие, опуская эмоциональную и творческую сферу

·         Отказ от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок. (т.к. по мнению автора, они  не несут важной нагрузки в развитии личности)

Методика Глена Домана

Ученый Глен Доман, исследуя особенности психики детей с поражением коры головного мозга, выявил очень важную закономерность- ребенок развивается эффективнее в период активности коры обоих полушарий, а именно до семи лет. И основная задача родителей, по мнению автора, максимально реализовать потенциал ребенка

Его методика направленна  на физическое развитие, счет, чтение и конечно, энциклопедические знания. Особенность ее заключается в максимально наполнении ребенка информацией об окружающем мире, для чего предложено использовать «карточки Домана».  Работа с ними ведётся родителями на протяжении всего дня.

Достоинства методики Глена Домана Недостатки методики Глена Домана
·         Активное участие родителей

·         Развитие детского внимания

·         Расширение возможностей детей за счёт большего объема информации

·         Интенсивность детского развития

·         Большое количество  необходимых учебных материалов

·         Малый акцент идет на сенсорное и предметно-деятельностное развитие.

·         Не уделяет должного внимания творчеству

·         Возможна перегрузка нервной системы ребенка из-за большого объема информации

 

Система Сесиль Лупан

Сесиль Лупан не  только потрясающая бельгийская актриса, но и (в первую очередь)- мать своих детей. Ее неудовлетворенность системой Глена Домана вынудила ее модернизировать под свои индивидуальные потребности.

Взяв за основу методическую составляющую системы обучения Домана — карточки , она включила их в обыденную жизнь своих детей. А именно  — предложила закреплять их на предметах в помещении на уровне глаз ребенка, и позволять малышу с самого рождения уже в игровой форме познавать окружающее пространство .

Достоинства системы Сесиль Лупан Недостатки системы Сесиль Лупан
·         Возможность заниматься от 3 месяцев до школьного возраста

·         Подходит для занятий дома

·         Затрагивают как интеллектуальную так и эмоциональную сферу развития

·         Тесное общение с ребенком

·         Стимуляция позновательной активности

·         Требует полной самоотдачи от родителя

·         Необходимо  самостоятельно изготовить множество учебных  материалов

·         Своеобразное обучение детей раннего возраста плаванию

 

Методика интеллектуального развития ребенка

МИРР был разработан П.В. Тюленьевым- социологом и педагогом. По мнению автора, занимаясь с ребёнком по данному методу от рождения до 18 лет, родители смогу развить его языковые, музыкальные, математические и спортивные способности.

Автор системы уверен , что ребенка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное – тактильные ощущения, чтобы кора больших полушарий активнее формировалась.

Выбор занятий зависит от возраста, а в методику включены современные компьютерные технологии

Преимущества МИРР Недостатки МИРР
·         Разностороннее интеллектуальное развитие малыша

·         Упражнения не требуют много времени

·         Хорошая подготовка к школьному обучению.

·         Сложно говорить о реальной эффективности упражнений

·         Строгие ограничения автора

·         Недостаток материалов и пособий

 

Итак, мы рассмотрели наиболее интересные и часто встречаемые методики.

В завершение хотелось сказать, что ради успеха и благополучия ребенка мы стремимся развивать его способности с самых ранних лет. Но, кроме родительских желаний, есть ещё и детские возможности, способности и интересы, и именно на них в первую очередь следует обращать внимание при выборе методик. А ещё существуют требования начальной школы к готовности ребёнка к обучению в школе. Ведь учёба должна быть ребёнку и по силам, и в радость, а не скучным повторением уже изученного.

Нам следует помнить, что для гармоничного развития ребёнка в первую очередь нужно именно родительское внимание и здравый смысл в выборе методов обучения и воспитания.  Если нехватку знаний ребёнок сможет компенсировать на каком-то этапе сам, то нехватка внимания и ласки в детстве наложит не самый лучший отпечаток на его жизнь .

Магистр педагогических наук
Коррекционный педагог
Апанович Екатерина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *