В наших школах нет обязательного предмета с названием «профориентация», а общество ожидает, что подросток в свои четырнадцать-шестнадцать лет готов определиться с выбором будущей профессии.
Где и как можно познакомить ребёнка с различными вариантами его будущего? Можно ли родителям советовать, что именно выбрать? И как помочь подростку не ошибиться с этим выбором? Анализируем отечественный и зарубежный опыт.
Где и как можно познакомить ребёнка с различными вариантами его будущего? Можно ли родителям советовать, что именно выбрать? И как помочь подростку не ошибиться с этим выбором? Анализируем отечественный и зарубежный опыт.
Немного истории вопроса
Появлению профориентации как явления мы обязаны развитию капитализма, так как до этого периода тайны профессий передавались от родителей к детям и выход из династии скажем мягко обществом не приветствовался.
Считается, что начало направлению профориентации положила книга «Руководство по выбору профессии», вышедшая во Франции в 1849 году. В ней были сделаны первые попытки научно обосновать проблему выбора будущей профессии на основе сопоставления личностных качеств человека и выполняемой им работы.
В Америке с 1898 году были официально введены консультации для школьников по вопросам выбора профессий. В школах Бостона, кстати, выбор профессии сравнивали с выбором супруга, считая, что этот выбор делается один раз и на всю жизнь.
Самое первое государственное учреждение по профориентированию в России появилось в 1897 году. Но ещё до революции регулярно выпускались специализированные календари, справочники и альманахи, помогающие молодым людям определиться со своим будущим образованием. А в 1905 году свет увидел справочник для женщин, желающих получить высшее образование – достаточно прогрессивное издание
для того времени.

В советское время учебно-производственные комбинаты, трудовые десанты, практики и даже тимуровское движение помогали молодёжи определиться в каком направлении развивать свои таланты и какие профессии приобретать. И, нужно сказать, что зарубежные коллеги регулярно приезжали в страну для того, чтобы перенять опыт в этом вопросе. Перенимали, адаптировали и успешно внедряли. И теперь мы, порастеряв собственные наработки, обращаемся к ним в поиске новых способов помощи молодым людям и девушкам в принятии решения о направлении собственного развития.
Профориентация за рубежом.
Из основных способов познакомить детей и подростков с возможными специальностями особого внимания заслуживают следующие:
Тематические парки.
Авторство в этом вопросе принадлежит компании Disney. Именно она создала Epcot — модель мира, каким он будет в будущем, — объединив развлечение (entertainment) и образование (education) в единую концепцию edutainment. Самый известный проект в этой области — город профессий Kidzania, который появился в Мексике в 1999 году. Сегодня парки Kidzania существуют в 25 городах по всему миру.

Тематический парк — это симулятор взрослой жизни — целый город с корпорациями и магазинами, больницами и университетами, где можно построить карьеру, заработать и потратить деньги, научиться работать в команде и создать репутацию, ещё даже не будучи старшеклассником.
Программы менторства.
Для тех, кто готов перенимать чужой опыт в непосредственном общении с носителем, существует возможность общаться с теми, у кого требуемый опыт есть. Вопросы выбора учебных заведений и подготовки к поступлению в них можно обсуждать не только на живых
встречах, но и в режиме онлайн.
Стажировки.
Пожалуй, самый популярный формат профориентации — стажировка. Оплачиваемые, бесплатные или платные стажировки, в своей стране или за рубежом. В этом формате можно попробовать практически всё: от преподавания иностранного до исследований в
зоопарках и работы в Лондонском музее.

Волонтёрство.
В отличие от стажировок (internship programs), волонтёрские программы (volunteer programs) призваны решать социальные задачи и в большинстве своём не требуют специальных навыков. Зато позволяют приобрести новые знакомства и расширить перечень имеющихся навыков.
Свободный год.
В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы окончательно определиться, куда поступать, и спокойно подготовиться к подаче документов в учебное заведение. Это не значит, что подростки просто отдыхают: они работают либо на стажировках, либо участвуют в волонтёрских проектах, ведь задача этого года – выбрать направление для дальнейшего развития.
А что у нас?
Нашим детям также доступны стажировки по всему миру, а волонтёрство они уже освоили достаточно давно и благополучно используют для расширения кругозора и в качестве возможности путешествовать если не бесплатно, то почти так. Более того, современные подростки сами создают проекты, которые активно развивают и делают их как успешными, так и прибыльными.

Но не все дети одинаковые. Что же делать тем, кто не столь активен?
Сейчас в Минске работает 4 учебно-производственных комбината, прикреплённых к колледжам, в которых подростки могут очень близко познакомиться и даже освоить 16 рабочих специальностей.
Кроме того, детей, начиная с младшего школьного возраста, приглашают на объективно интересные экскурсии по предприятиям страны (от Жодинского машиностроительного и стеклозавода «Неман» до местных пожарных частей и кондитерских фабрик).
Родители и дети имеют возможность обратиться за консультацией к специалисту и даже пройти тест по профориентации (как для детей, так и для их родителей)даже онлайн.
Стройотряды и рабочие бригады для желающих тоже существуют.
Кроме того, свои услуги предлагают различные развивающе-профориентционные лагеря для подростков, проводящие смены как в Беларуси, так и за рубежом.
Возможностей познакомить детей с различными профессиями для родителей, которые в этом заинтересованы, достаточно.
Кроме того, детей, начиная с младшего школьного возраста, приглашают на объективно интересные экскурсии по предприятиям страны (от Жодинского машиностроительного и стеклозавода «Неман» до местных пожарных частей и кондитерских фабрик).
Родители и дети имеют возможность обратиться за консультацией к специалисту и даже пройти тест по профориентации (как для детей, так и для их родителей)даже онлайн.
Стройотряды и рабочие бригады для желающих тоже существуют.
Кроме того, свои услуги предлагают различные развивающе-профориентционные лагеря для подростков, проводящие смены как в Беларуси, так и за рубежом.
Возможностей познакомить детей с различными профессиями для родителей, которые в этом заинтересованы, достаточно.
Как вести себя родителям подростка, которому предстоит определиться с будущей профессией?

1. Услышать ребёнка
Когда-то было модно поступать на экономику, юриспруденцию и менеджмент. Потом в фаворе оказались компьютерный дизайн и логистика. И это нормально! Ведь каждого поколения есть своя собственная мода и запрос на профессии, и родители не всегда успевают следить за тенденциями.
Поэтому не нужно отговаривать ребёнка заниматься криптовалютой, быть оператором дронов или готовиться в киберспортсмены, даже если вы, у, важаемые родители не представляете, что же это такое.
В любой профессии главное — овладеть всеми необходимыми навыками и не бояться переучиваться. Именно навыки, которыми
ребёнок готов овладеть ради любимого хобби, покажут направление для развития.
2. Создать правильную среду
Развитие определяет именно среда. И она должна быть дружественной. Поэтому не стоит мучить ребёнка советами и перекладывать на него свои нереализованные желания, нужно ему помочь отыскать и реализовать его собственные таланты.
Лучшее, что можно сделать, — вести постоянный диалог с подростком, который сомневается.
Поговорите с ним, задайте наводящие вопросы, сходите на тематическую лекцию или выставку. Отправьте на экскурсию на предприятие и обсудите увиденное.
Поговорите с ним, задайте наводящие вопросы, сходите на тематическую лекцию или выставку. Отправьте на экскурсию на предприятие и обсудите увиденное.
Задайте «волшебные» четыре вопроса, которые специалисты советуют задать тем, кто выбирает специальность:
«О каком предмете я мог бы прочитать 500 книг, не заскучав?»
«Что я мог бы делать с интересом в течение пяти лет, даже если бы мне за это не платили?»
«На что бы я потратил своё время, если бы я мог не работать ради зарплаты и был полностью финансово обеспечен?»
«Чем бы я не хотел заниматься никогда в жизни, что вызывает у меня абсолютное отторжение?»
3. Пройти тест по профориентации
Качественный профориентационный тест должен отвечать на вопрос «В какую сторону мне лучше двигаться?», а не «Кем я должен стать, когда вырасту?». Понять это можно, определив основные способности ребёнка, а также его сильные стороны. Помощь
толкового специалиста по профориентации тоже окажется очень кстати как ребёнку для ориентации в себе и мире, так и родителям для снятия ажиотажа.

4. Познакомиться на практике
Прежде чем определиться с профессией, важно чтобы подросток увидел, как его воображаемая работа мечты выглядит в реальной жизни. Хорошо, если в окружении есть взрослые, которые могут рассказать (а лучше позволят попробовать!) эту работу изнутри. Если такого варианта нет, то, вполне можно подыскать волонтёрский проект или стажировку.
Не исключено, что подростку совсем не понравится то, что он узнает о профессии. Зато у него будет время поменять решение и не тратить годы на учёбу впустую.
5. Развивать навыки, а не готовиться к одной профессии
Мир меняется быстро и уже каждому понятно, что стать специалистом один раз на всю жизнь не получится, придётся переучиваться несколько раз. Поэтому подростку важнее
определиться со сферой деятельности, а не с конкретной профессией, и развивать навыки, которые могут пригодиться при работе по разным специальностям выбранной сферы.
Родителям важно помнить, что не стоит искать у ребёнка один уникальный талант и делать ставку именно на него. Эксперты говорят о том, что не сейчас важнее сочетание интересов и навыков. Пресловутые Soft skills занимают всё более важную позицию при
реализации интересов в рамках как карьеры, так и в межличностном общении.

А самое главное – покажите им пример сами: своей любимой работой, тогда ваши дети выберут именно ту профессию, которая сделает их счастливыми!
Ещё интересные материалы:
![]() |
Летние лагеря в Минске и не только. Лето 2019 |
![]() |
Soft skills — что это и для чего нужно? |
![]() |
Поколение Z: как их понять?
|