Как разглядеть у ребёнка талант и развить его? Этот вопрос беспокоит большинство родителей, начиная с самого рождения ребёнка, а иногда и раньше. По каким же признакам можно выявить наличие таланта у юного человека?
Для начала давайте определимся, что такое талант?
Традиционно принято считать, что талант — это, прежде всего, способности: особая организация физического тела (например, абсолютный слух, тонкие длинные пальцы, гибкость или артистизм) и особое устройство психики (аналитический склад ума, восприимчивость, пространственное мышление и т.д.).
Понятно, что одни и те же способности могут быть проявлением разных талантов. Но обычно родители ориентируются на те, которые им понятнее и ближе, стараясь максимально развить обнаруженные способности, чтобы предполагаемый талант смог расцвести в более зрелом возрасте.
Большинство из этих способностей (физических или психических) наши дети наследуют от нас, родителей, бабушек и дедушек, и пра- в том числе.
Выходит, что талант, как «особая форма организации» человека, передаётся по наследству?
С одной стороны, да, потому, что способности по наследству могут передаваться, и истории известно немало династий талантливых музыкантов, учёных, художников и т.д.
Но на проявление этих талантов влияет и семья. И наследственностью, и тем, что ребёнок с детства вращался в соответствующей среде, и тем, что родители могли помочь в развитии и становлении.
Но ведь таланты вырастают в разных семьях, зачастую далёких от сферы деятельности, в которой проявит себя талант. Значит, есть что-то ещё.
Обычно родители, понимающие что талант нужно заметить как можно раньше, чтобы успеть сделать карьеру, особенно в спорте, ориентируются именно на природные данные ребёнка. В гибкой девчушке родители видят потенциальную гимнастку или балерину. Если способности замечает и тренер, то очень многое в жизни ребёнка теперь зависит от родителей: их желания увидеть и развить юное дарование.
Кто-то решит, что спортивная карьера — это то, что нужно их ребёнку, и с 4 лет будет регулярно возить на тренировки, приучая к тому, что победы даются и болью, и слезами, и титаническим трудом. А кто-то оставит на усмотрение ребёнка выбор спортивной секции «для общего развития», и сделает ставку на развитие других способностей своего чада.
Со способностями к музыке ситуация обстоит несколько иначе: абсолютный слух встречается нечасто, но , если верить преподавателям музыки, любой слух можно натренировать до достаточного для игры на музыкальном инструменте. Со струнными, конечно, сложнее, но и не все хотят играть на скрипке.
Голосовые связки — это тоже мышцы, которые можно натренировать. И чувство ритма вполне можно заменить счётом. Главное — желание и постоянные тренировки (как в спорте).
И в этом случае решающим фактором будет мнение родителей.
Но результат, в любом случае, будет зависеть от самого ребёнка — от его желания учиться.
Именно интерес управляет детским вниманием, старанием и, соответственно, результатами.
Активный интерес к деятельности стоит считать второй составляющей таланта. Даже, пожалуй, более важной, чем природные данные.
В большинстве случаев талантливым детям освоение навыков, связанных с их талантом, даётся легко, как будто они вспоминают недавно забытое. И это обычно очевидно по сравнению с теми, кто занимается с ними рядом. Здесь их подстерегает серьёзная ловушка: привыкнув получать результаты быстрее других, талантливые дети перестают регулярно и систематически трудиться.
Дети, впрочем как и взрослые, вообще не любят «долго и с трудом», они хотят «легко и с удовольствием». И, столкнувшись с трудностями, всеми возможными способами стараются от них избавиться. Обычно вместе с занятиями.
Когда настаивать на продолжении занятий, к которым есть явные способности?
Успешное и быстрое освоение нового вида деятельности может происходить как в результате способностей, так и в результате приложенных усилий, вызванных интересом. А вот эффектная импровизация и сотворение чего-то своего, нового и неповторимого — это уже то, о чём можно говорить «искра божья».
Настаивать на продолжении занятий есть смысл в том случае, когда присутствует третья составляющая таланта — творчество.
Если ваш ребёнок занимается тем, что позволяет ему творить, и делает это с радостью, то его попытка отказаться от занятий, скорее всего вызвана усталостью, периодом неудач или сложными отношениями с наставником. И отказ от занятий, в данном случае, не сделает его счастливым, просто позволит временно решить сложившуюся ситуацию. И любящим родителям нужно разобраться в ней так, чтобы талант их ребёнка не пострадал, да и сам его обладатель тоже. Талант требует себе внимательного и бережного отношения.
Но даже при самой всеобъемлющей любви к ребёнку каждый родитель понимает, что сам по себе талант не является гарантом успеха и счастья в жизни. Прежде, чем он принесёт своему обладателю плоды, будет затрачено много труда и терпения, как со стороны ребёнка, так и его родителей. А со стороны родителей ещё необходима безусловная вера в этот самый талант и успех своего ребёнка.
Любите своих детей, верьте в них и вдохновляйте собственным примером, дорогие родители, тогда ваши дети просто обречены вырасти счастливыми и реализовать все свои таланты!
Автор: Оксана Терляева
Ещё интересные материалы:
Выбираем спортивные секции для детей. Рекомендации и противопоказания. |
|
Школа раннего развития — коммерческий трюк или необходимость? |
|
Девочки и мальчики: вместе, но по-разному. |