Не учим читать ребёнка. Опыт родителей.

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Я знаю точно, что читать меня научила мама — учительница по профессии. Только вот она сама до сих пор не понимает, как у неё это получилось. Читать по слогам меня точно никто не учил, и вообще, что такое слог на самом деле я узнала, по-моему, уже в педучилище. Это только сейчас я понимаю, каким серьёзным ударом по самолюбию мамы был случайно обнаруженный факт, что в 5 лет я в состоянии бегло читать вслух газету, запинаясь только на римских цифрах, обозначавших номер съезда партии. А мама меня этому ни по каким методикам не учила…

Она мне очень много читала. Когда я болела, а делала я это часто и с удовольствием, мы забирались на тахту, и она мне читала по 8-10 книжек за раз. А таких подходов за день случалось 2-3, т. к. почти единственным доступным способом уговорить меня выпить мерзкий «Солутан» было обещание почитать. И мама читала. А потом с умилением наблюдала, как я «читаю» те же самые книги куклам.
В моей семье вообще читать книги было нормой. И отец, и мама что-то читали постоянно и любили обсуждать прочитанное.

А ещё мама всегда чётко и понятно отвечала на мой вопрос: «Что здесь написано?». Она вообще всегда старалась отвечать на все мои вопросы внятно и доступно. Во всяком случае, я не могу вспомнить ни одного случая, когда мне в детстве родители ответили «отстань», «не мешай» или «не твоё дело».

От учёбы в школе у меня остались очень неоднозначные впечатления. Очень хорошо помню момент, как учительница сообщила классу: «Дети, сегодня мы будем проходить букву «Б» и добавила, обращалась ко мне лично: «А ты, Оксаночка, сиди и читай свои сказки». Я, в принципе, была послушной девочкой, и следовала совету своей первой учительницы почти до окончания школы.

А ещё я вполне грамотно пишу. В детстве я не считала это достоинством потому, что не знала ни одного правила, а мой почерк, кардинально меняющийся от работы к работе, вызывал у преподавателей почти суеверный ужас. Но превозмогая отчаяние, они зачитывали мои сочинения на линейках, размещали в стенгазетах и даже, по-моему, отправляли на какие-то конкурсы.

Учителя называли это «врожденная грамотность», но по сегодняшний день я позволяю себе сомневаться во «врождённости» любой грамотности вообще и собственной в частности. Тем более, что первая учительница моего сына, в перерывах между жалобами на его почерк, говорила о его явной способности к языкам и всё той же «врожденной грамотности». Это уже какая-то «наследственная грамотность» получается.

Поэтому секретами выработки хорошего почерка поделиться я не могу, а вот о том, как «прививается» грамотность (на примере моего сына), думаю, будет интересно узнать не только моим личным знакомым.

Первое, что было – это чтение вслух. Читала, конечно, не столько, сколько мне читали в детстве, но тоже много. И на русском, и на белорусском, иногда даже на английском.  Порой сын просил прочитать одно и то же по несколько раз подряд. Читала, водя пальцем под строкой.  Сын явно запоминал наизусть, хотя за моей рукой периодически следил.

Потом начались вывески, ценники в магазинах, объявления и пр. Одни и те же надписи читала столько раз, сколько спрашивал. К четырём годам, после разъяснений по поводу кириллицы и латиницы (звуки можно обозначать разными знаками), вместо обычного детского «это какая буква?» появился вопрос: «что значит эта буква?». Объясняла на примерах, записывая небольшие слова целиком.

Потом узнала о методике Глена Домана и какое-то время распечатывала слова и складывала их в предложения для сына, но ему это довольно быстро разонравилось, и мы оставили занятия.

И вот однажды, когда сыну было около 5 лет, я заметила, что он умеет читать, причём не только кириллицу, но и латиницу. На начало первого класса по-русски он читал около 100 слов в минуту.

На сегодняшний день сын своим творческим почерком пишет диктанты практически без ошибок, безо всяких репетиторов прилично болтает по-английски и изучает на курсах китайский. Как и я когда-то, он практически не знает правил, и никогда не тратит на домашнее задание по языку больше 10 минут. Но находит время на чтение (на разных языках) и пробует себя в литературе, хоть и планирует связать жизнь с техникой.

И закончу я сделанным для себя выводом:
Когда читающие (а у нас в семье ещё и периодически пишущие) родители для ребёнка – норма, грамотность для него также становится естественной человеческой способностью.
Поэтому, уважаемые родители, если хотите грамотных наследников, начинайте с себя, а не с курсов раннего развития для своего ребёнка.

Ещё интересные материалы:

Как подготовить ребёнка к школе? Мнение учителя начальных классов со стажем

Почему дети плохо себя ведут?
Мы не рабы, рабы — не мы. Или пару слов о патриотизме.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *