автор Татьяна Размыслович
Какие ассоциации возникают, когда произносишь слово «Италия»? Паста, солнце, вино, море… Но ещё всплывает слово «миграция», а вслед за ним — «беженцы». Уже несколько лет миграционный поток в этой стране стабильно растет. Итальянцам приходиться мириться с этим и принимать абсолютно всех, предоставляя им крышу над головой, давая их детям возможность ходить в школу и интегрироваться в общество. Но, на самом деле, общество буквально раскололось пополам: одни считают, что иммигранты «потопят» экономику, а другие верят, что та помощь, которую Италия оказывает беженцам – это проявление христианского милосердия, которое будет оценено на небесах.
Судите сами: на прием гостей из неблагополучных стран итальянское государство выделяет немалые деньги, которые могли бы пойти на нужды коренных жителей страны, а вечерние программы всё чаще пускают в эфир сюжеты о проявлении беженцами агрессии по отношению к местным жителям.
Ещё острее обстоит ситуация в больших городах, где можно встретить спящих на улице или просящих милостыню иммигрантов. В мегаполисах уже появились целые районы, где итальянцев меньше, чем «искателей лучшей доли». Мне очень пришлось по душе высказывание одной из итальянок: «Знаешь, как я понимаю, кто итальянец, а кто нет в нашем районе? Когда едешь в трамвае, распознаешь итальянцев по звуку пробиваемого билета». В Европе уже сложился стереотип: «приехавшие за счастьем» только лишь сидят на шее налогоплательщиков и ничего не делают, а всё, что они могут делать – это продавать безделушки на рынках и улицах города, а по вечерам скапливаться на периферии и сидеть возле баров с вывеской «Кебаб».
В одном из таких районов Милана находится старейшая итальянская школа постройки времен Муссолини (1929 г.). Она носит гордое имя школа патриота Чезаре Баттисти. Величественное здание школы – это отражение истории Италии. В этих стенах должны были учиться дети, которые бы говорили, что в эту школу ходили их родители и бабушки с дедушками. Так оно и было до определенного момента. Как только Италия открыла свои границы для всех обездоленных, школа Ч. Баттисти начала превращаться в место обучения детей иммигрантов.
Из 40 стран мирового рейтинга по качеству образования Италия находится на 25 месте. Учитывая увеличение миграционного потока, количество детей в школах выросло в разы. Однако, Италия – демократичное государство, и толерантность здесь проявляется по отношению как к своим, так и чужим гражданам. Поэтому сейчас в исконно итальянской школе бок о бок с итальянскими детьми учатся китайцы, филиппинцы, египтяне и все, кто оставил свою родную землю и сделал ставку на итальянское государство. При этом количество итальянцев в классах невелико: обычно 4-5 человек из 20, а то и меньше. Сейчас в трёхэтажной школе обучается всего 15 классов, на 3-м этаже по выходным работает арабская школа, а в будни после обеда — китайская.
Рассказывает Паола Мария Тироне, директор школы Ч. Баттисти в Милане:
Наша школа считается одной из самых мультикультуральных в Милане. В свете всех волнений по поводу мигрантов не всегда легко поддерживать дух солидарности и дружелюбия. Если бы эта школа находилась в центре города, то это было бы крайне сложно сделать. Но, к счастью, школа Чезаре Баттисти находится на переферии Милана и уже на протяжении последних 20 лет здесь устраиваются приезжие и этот район уже известен, как одна из зон для иммигрантов. Поэтому географическое расположение дает нам преимущество.
Кроме этого наши педагоги опираются на принципы равенства и братства в своей работе. Мы считаем, что каждый из нас разный и каждый важен. Мы уважаем культуру и традиции каждого. Для нас важного сохранить национальную идентичность детей.
Поэтому в наших стенах можно увидеть ребят с разным цветом кожи, но все они, кстати, говорят по-итальянски. 4 ноября этого года наша школа принимала гостей, и они были очень поражены, когда все наши воспитанники пели итальянский гимн. Причем они это делали с уважением. Мы прививаем любовь к Италии как к новой Родине, но при этом уважаем корни и культуры тех стран, из которых дети приехали.
Начальная, средняя и старшая школы у нас всегда разделены: ученик может даже учиться в разных частях города за время его школьных лет. Мы принимаем на обучение всех детей, даже детей-инвалидов. Все учатся вместе. На мой взгляд, основное преимущество нашей системы образования в том, что оно доступно и обязательно для всех. Начальная школа дает возможность родителям не платить за учебники. Это обязанность ложится на плечи родителей лишь со средней школы. Что касается столовой, то питание детей осуществляется по вполне доступной цене: 240 евро за год. Дети получают первое (как правило, паста), второе (рыба или мясо с салатом или сыром, к примеру). Также детям каждый день дается сезонный фрукт.
Наша школа — практико-ориентированная. В старших классах подросткам дается возможность побывать на практике в школе. Как правило, это происходит в марте и длится 2 недели. Ребята работают вместе с учителями и учатся распределять ответственность и принимать решения. Вообще, старшая школа предполагает выбор практического профиля. Каждый определяется с профессией и изучает дополнительно с общими предметами профильные. По окончании старшей школы дети выходят уже с профессией. Выпускники школы могут пойти работать, т.к. они получили достаточные знания и навыки для этого, или пойти продолжать обучение в университете. Кстати, благодаря качественному профильному образованию в старшей школе, многие, особенно раньше, не шли в университет, а сразу начинали работать.
Конечно, у нас, как и в любой стране, есть недостатки в системе образования. Мне кажется, что нам нужно улучшить наши позиции в преподавании математики и итальянского. Плюс наши ученики сейчас должны выполнять много стандартных тестов в период обучения в школе, и не всегда эти тесты нужны. Одним словом, всегда есть что-то, что можно улучшить.
Общаясь с Паолой Марией, я не могла не отметить ее живость ума и легкость, с которой она общается с каждым в школе. Мне кажется, это именно тот директор, который должен быть в мировой школе. (Очень не хотелось писать в «школе для иммигрантов»). Пока по ТВ в вечерних программах обсуждают нападения и агрессию беженцев, в школе Чезаре Баттисти уважают достоинство каждого ребенка, прививая любовь к новой родине — Италии.
За период обучения в начальной школе дети иммигрантов вливаются в итальянское сообщество. У них появляются те же привычки, те же увлечения, что и у их итальянских ровесников. Формируется новое поколение итальянских граждан.
Единственная проблема в том, что процент тех, кто отдает своих детей учиться в итальянскую школу и сам пытается реально устроиться на работу, достаточно мал. Потребительское отношение со стороны иммигрантов пугает европейцев. К тому же, стереотипы и предрассудки о чернокожих и мусульманах сложно вытеснить даже наличием у них хорошего образования и европейской одеждой.